В наш век современных технологий, казалось бы, функция учителя безопасной жизни отмерла. Гаджет подскажет и убережет ребенка от всех подстерегающих его опасностей, думают родители. Но это далеко не так. Именно родители должны постепенно вводить своего ребенка в реальный мир с его неожиданностями для детей. Родители должны ограждать детей от травм и увечий. Именно папа должен показать юному любознательному сыну, что такое электрический ток и как он опасен. Именно бабушка может научить внуков различать съедобные и ядовитые растения, а дедушка показать насколько опасны спички.
Знайте, что ваш ребенок, даже еще не умеющий говорить, внимательно смотрит за вами: как вы себя ведете в этом мире - так поведет себя и он. Вы соблюдаете правила дорожного движения - и ваш ребенок будет переходить по «зебре» и на зеленый, вы купаетесь только в строго отведенных местах – и ваш ребенок будет искать разрешенный пляж, вы надеваете средства защиты при езде на мотоцикле – и ваш ребенок потребует шлем при катании на роликах.
Специалисты отличают несколько возрастных этапов, когда ребенку грозит та или иная опасность. Так в возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир. Позже - от 5 до 10 лет - несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка. У возраста от 10 до 14 лет и старше – несчастные случаи происходят вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников. Подросток, сознавая свою "нескладность", старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
Чтобы ваш ребенок смог спокойно пройти все этапы взросления родителям необходимо выполнять всего два правила: создать безопасную среду пребывания ребенка и систематически обучать средствам профилактики несчастных случаев.
Первое правило предельно доступно и предполагает обычный постоянный надзор за ребенком. В создание безопасной среды пребывания ребенка входит:
- организация досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
- ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
- запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
- обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).
С профилактикой дело обстоит сложнее, поскольку даже тысячекратное повторение «Будь осторожен!» не приведет к необходимому результату, если сам папа на глазах у ребенка будет перебегать дорогу на красный свет. Здесь главный принцип – «делай как я!». Не мешает также проводить ролевые игры, в процессе которых ребенок узнает возможные опасности реального мира и способы как их избежать.
Во время таких игр можно научить ребенка элементарным мерам первой помощи. В общем, лучше несколько раз провести развлекательную профилактику, чем один раз героически по-настоящему спасать.
Конечно, таких ответственных родителей не так уж мало, но хочется, чтобы каждый взрослый человек мог стать таким Учителем жизни и, видя у себя во дворе опасные детские игры, не проходил мимо, а старался прекратить опасную ситуацию. Предупреждать об опасностях нужно не только детей, но и взрослых, которые не уделяют своим детям должного внимания
- Каждый родитель несет персональную ответственность за воспитание и обучение своих детей, обеспечение контроля за их досугом во время каникул. Важно не проходить мимо небезопасных шалостей детей, долг каждого взрослого - предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку, - подчеркивает министр образования Ростовской области Лариса Балина.
На Дону особое внимание уделяют информированию детей и их родителей вопросам безопасности в летний период. Перед каникулами для детей прошли инструктажи в школах и детских садах в форме занятий и игр. С родителями провели тематические собрания. Чтобы занять детей в регионе работают детские лагеря, летние площадки, кружки и спортивные секции. Для предупреждения несчастных случаев на воде с 1 июня по 20 сентября проходит месячник безопасности людей на водных объектах Ростовской области.
0 комментариев