Часто ли вы убеждались, насколько внушаемое существо человек? Казалось бы, хомо, который сапиенс, но готов верить даже в макаронного Бога. Главное тут – умение убеждать. Потому и появляются порой такие верования, которые, на первый взгляд, невозможны. Но они есть и даже могут стать угрозой для существования традиционных религий. Так, авторы канала «Сыны Монархии» подняли тему хрислама. Исходя из названия не трудно догадаться, что адепты новой веры объединяют христианство и ислам.
Небольшой исторический экскурс
Термин «хрислам», обозначающий синкретические культы, смешивающие ислам и христианство, пошел из Африки. Новое учение появилось в 70-х годах прошлого века среди народа йоруба. Основатель вероучения йоруба-мусульманин по имени Тела Телла заявил, что Бог общается с ним, и создал движение «Миссия Любви Божьей». Собрания общин проходили по субботам (не в пятницу и не в воскресенье). На них читались и Коран, и Библия. Раз в год совершалось паломничество на «Гору Власти». Последователи Теллы должны покрывать голову и соблюдать ветхозаветные запреты в еде. Чтобы стать членом церкви, нужно придерживаться 80 правил и двигаться по ступеням. По достижении высшей ступени дают белую мантию и пояс.
Свою ветвь хрислама в 1989 году основал доктор-мусульманин Самсиндеен Сака, назвав ее «Гора избавления от оков». Чтобы стать членом, нужно купить экземпляры и Библии, и Корана, и 7 дней подряд пробежать вокруг копии Каабы, крича «Аллаху акбар» и «Аллилуйя».
Казалось бы, все очень просто и на первый взгляд вполне невинно. Однако авторы ресурса «Сыны Монархии» предупреждают, «в России хрислам – опасный политический инструмент для борьбы с растущей популярностью Православия и основанной на нем русской идентичности, направленный на подрыв особо статуса христианства и русского государствообразующего народа в нашей стране».
Насколько хрислам угрожает русскому миру, мы решили узнать у кандидата философских наук, доцента и заслуженного преподавателя ДГТУ, религиоведа Евгения Эгильского.

Другие традиции
«Сыны Монархии», на мой взгляд, немножко преувеличивают. В России нет сколько-нибудь заметных общин такого рода, – говорит эксперт. – Само собой ежегодно и ежедневно появляются всякие секты и секточки, которые соединяют все, что угодно и неугодно, все религии, о которых основатель прочитал в интернете. Но как появляются, так и распадаются. Устойчивые сообщества возникают, выживают и разрастаются там и тогда, где и когда есть запрос на это».
Да, по словам Эгильского, в некоторых регионах Африки запрос есть. В Африке вообще очень легко и просто с синкретическими религиями, то есть с религиями, соединяющими разнородные традиции. Там очень много общин, в которых христианство соединено с традиционными африканскими верованиями. В качестве примера можно привести вуду на Гаити. Религия, соединяющая африканские традиции и элементы католицизма, возникла в среде чернокожих рабов, которых привозили на Гаити. Или сикхизм, возникший в Индии полтысячи лет тому назад как синтез элементов ислама и индуизма. А еще раньше, когда буддизм пришел на Тибет, он встретился там с традицией бон, и вобрал в себя некоторые ее элементы. Результат – известный нам тибетский буддизм.
Таких примеров очень много. Но заметим – подчеркивает наш собеседник – это происходит, как правило, тогда, когда одна религия приходит туда, где давно и прочно живет другая. Кто-то воюет друг с другом, кто-то поглощает другого, кто-то вытесняет конкурента, а кто-то с кем-то сливается.
«В России – другие традиции. Еще со времен Российской империи всегда было так: мусульманские народы входили в состав империи с условием – их вера, и традиции, и религия будут уважаться. Причем это правило соблюдалось даже в мелочах. К примеру, особо отличившихся воинов-мусульман награждали специальным Георгиевским крестом для мусульман. Чтобы не задевать религиозные чувства мусульман, на их Георгиевском кресте святой Георгий Победоносец был заменен на российский герб. Можете сравнить сами», – предлагает религиовед.


По словам Евгения Эгильского, многие мусульманские герои просили дать им все же крест не с гербом, а с джигитом.
«Могу сказать одно: сейчас нет никаких предпосылок к тому, чтобы такая синкретическая религия, как хрислам приобрела в России хотя бы сто последователей, – резюмирует эксперт. – Могут быть самые разные вещи, как мы знаем, в межконфессиональных отношениях. И не всегда это вещи приятные, увы. Но распространение по России религии, соединяющей в одно целое ислам и православие – что-то из области фантастики».
Фото: https://t.me/SonOfMonarchy, открытые источники
0 комментариев