Центр современной культуры «Степь» в Ростове-на-Дону распахнул свои двери для всех, кто неравнодушен к истории, искусству и самому духу южного города. Здесь открылась выставка, посвящённая 85-летию со дня рождения скульптора и художника Анатолия Андреевича Скнарина. Значительную роль в создании экспозиции сыграла семья художника — сын Андрей Анатольевич и супруга Наталья Савельевна, предоставившие не только материалы, но и саму атмосферу мастерской, в которой создавались легендарные ростовские образы.
«Для нас это большое счастье — идти по городу и видеть родные скульптуры, общаться с Анатолием Андреевичем… но и большое несчастье — не видеть его самого», — призналась Наталья Савельевна.
Семья вспоминает, что даже спустя годы после смерти Скнарина появляются поводы вспомнить его вновь:
«Памятник курсантам и преподавателям РАУ был закончен ещё в 2019 году, но из-за отсутствия средств не установлен. И вот в 2022-м нашёлся спонсор, и памятник наконец-то был открыт. Теперь там всегда лежат цветы».
На выставке можно увидеть подставки и инструменты, которыми пользовался скульптор, а также модели неосуществлённых проектов — от памятника Тиму Назаре до композиции с третьим «пушкинским шаром», о котором Скнарин мечтал десятилетиями.
«Полное впечатление, что художник только вышел, вот-вот он вернётся в мастерскую», — делится своими ощущениями куратор выставки, историк Александр Парченко.
По словам директора Музея истории Ростова Сергея Гордиенко, «Тачанка», «Ростовчанка» и другие работы Скнарина — не просто памятники. «Это символы, это сам Ростов».
Особенно интересны малоизвестные или утраченные проекты мастера, такие как памятник Анатолию Даленко или бюсты, созданные для других городов и стран. Среди них и памятник Пушкину в бывшей ГДР, и серия работ, посвящённая казацкой истории, и концепция памятника Платову у аэропорта, которая до сих пор ждёт воплощения.
Выставка строится на четырёх смысловых уровнях: жизнь и биография мастера, его творческая лаборатория, знаковые ростовские скульптуры и неизданные или забытые проекты.
«Мы старались сблизить выставочное пространство и личное. Сделать так, чтобы здесь можно было не только посмотреть, но и почувствовать, каково это — быть рядом с мастером», — объясняет куратор проекта.
С помощью QR-кодов посетители могут пройти по городу, заново открывая скульптуры Скнарина в их естественной городской среде, а также посмотреть эксклюзивные архивы.
Выставка будет работать до 13 августа. Это не просто культурное событие, а акт сохранения памяти. Ростов, кажется, стал ещё ближе к своему прошлому — и ещё благодарнее тем, кто это прошлое формировал.
Автор: Мария Войнилова
Фото: ЮСН
0 комментариев