Изменяющаяся картина мировых отношений вносит изменения и в складывающиеся транспортно-логистические системы. Популярные пути обмена товарами становятся невозможными, вместо них формируются новые связи.
Вопросам эффективного развития международных транспортных коридоров, модернизации инфраструктуры и совершенствованию организации перевозок всеми видами транспорта, внедрению интегрированных логистических решений, в том числе цифровых, для укрепления транзитного потенциала стран СНГ было посвящено 43-е заседание Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ. В заседании приняли участие руководители и представители транспортных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.
Россия, к которой с начала 2024 года перешло председательство в СНГ, планирует углублять взаимодействие стран Содружества в разных сферах, в том числе транспортной. По итогам заседания в Москве глав правительств Содружества будет утвержден план оптимизации и развития международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ, на период до 2030 года.
Россия подтвердила, что планирует участвовать в развитии двух перспективных транспортных коридоров, которые непосредственно сопряжены с международным транспортным коридором «Север-Юг». Речь идет о мультимодальном направлении «Кабульский коридор» (Термез — Найбабад — Логар — Харлачи), пролегающем из Узбекистана через афганскую столицу с выходом на Пакистан, и о коридоре «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» (Кашгар — Торугарт — Арпа — Макмал — Джалалабад).
В активном развитии обоих коридоров заинтересован Узбекистан, поскольку и «Кабульский коридор», и «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» пересекают его территорию, что в перспективе послужит увеличению экспорта транспортно-логистических услуг страны. Согласно данным Агентства статистики Узбекистана, которые приводит издание Спутник.Узбекистан, объем транзитных грузов, прошедших через Узбекистан в 2023 году, составил 11,3 млн тонн, что на 2,1 млн тонн или на 22,8% больше аналогичного периода предыдущего года. Россия, в свою очередь, рассматривает тот же «Кабульский коридор» в более широкой перспективе как мультимодальный маршрут Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан.
О разработке коридора «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» договорились еще в 1997 году. Тогда проектируемый железнодорожный маршрут громко называли сухопутным Суэцким каналом, так как он должен был связать Восток и Запад кратчайшим и выгодным путем. Но по разным причинам проект откладывался. Пришло время вернуться к выгодному для партнеров проекту. Согласно данным Нацагентства по инвестициям республики Киргизии, в 2024 году ожидается начало строительства железной дороги «Кыргызстан — Китай — Узбекистан», а по информации Министерства инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана, в настоящее время стороны предварительно согласовали 486-километровый железнодорожный маршрут. Большая часть маршрута – порядка 312 км – будет проходить по территории Кыргызстана. Общая стоимость проекта оценивается до $5 млрд, а срок строительства – 3-5 лет.
Свою заинтересованность в функционировании вышеупомянутых коридоров выразили Афганистан, Узбекистан, Пакистан, Киргизия, Катар и ОАЭ. В целом, по оценке международной аудит-консалтинговой корпорации «Ernst & Young», реализация проекта ж/д «Узбекистан — Афганистан — Пакистан» позволит сократить сроки и стоимость транспортировки грузов на 30-40%. Расчетные объемы перевозок уже в первые годы эксплуатации могут вырасти до 3 млн тонн, а к 2030 году – до более чем 20 млн тонн в год. Такие страны как Китай, Индия, Пакистан, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Россия и Беларусь окажутся в выигрыше от скорейшей реализации этих проектов и их интеграции с другими трансазиатскими железнодорожными коридорами. А Евразия и страны Тихоокеанского региона превратятся в единый транспортно-логистический узел международного масштаба.
«Россия заинтересована в том чтобы коридор «Север-Юг», который идёт через территорию Каспия или Азербайджана, был дополнен транспортным коридором, идущим через Афганистан и Пакистан. Китай уже вложился в транспортную инфраструктуру Пакистана и теперь, если появится маршрут, который соединит Север Евразии с югом Евразии, в конечном итоге с Индией, то это может привести к резкому росту товарооборота, к росту промышленности и рынка всех участников процесса товарного обмена», – добавил в беседе с корреспондентом «Южной службы новостей» экономист и политолог Василий Колташов.
0 комментариев