Колонизация, экспансия, аннексия. Это не план по захвату мира, а самые частые слова в современных кыргызских школьных учебниках по истории. О любимых педагогических приемах их авторов рассказала доктор политических наук, руководитель Центра евразийских исследований Южного федерального университета Лариса Хоперская.

Прием первый противопоставление

«Народные борцы против русских карательных отрядов. Передовые представители национальной интеллигенции против русских колонизаторов, привела примеры Лариса Хоперская. Эти пары очень легко запоминаются учениками» .

Прием второй фальсификация

«В одном из учебников утверждается, что запрещалось говорить об эпосе Манас (героический эпос кыргызского народа), а в действительно он активно изучался, издавался на родном языке, переводился на другие... Доказательств достаточно много» .

Прием третий умолчание

«"После принятия декларации о государственном суверенитете в 1990-м году Кыргызстан за год из бастиона темного консерватизма превратился в активно действующий, ищущий новые пути субъект постсоветского пространства" приводит цитату из другого учебника Хоперская. О том, что этот путь сопровождался массовой трудовой миграцией в Россию и в целом о роли России в обеспечении независимости и безопасности Кыргызстана, не сказано ничего».

Любители противопоставлений, фальсификаций и умолчаний еще и очень чувствительны. Особое оборонное положение, которое Петр I ввел с началом Первой мировой войны, им кажется репрессией. Помощь семьям фронтовиков невыносимо тяжелой повинностью.

«Понятно, что в военное существует особый режим. Это норма, считает Хоперская. Она не имеет никакого отношения к грабительской политике колониальных властей. И я не знаю, как в сознании нормального человека может возникнуть недовольство из-за оказания в военное время помощи семьям фронтовиков. И это, видимо, было непонятно и царским чиновникам, они считали это нормой» .

Итак, главная мысль кыргызских историков и педагогов: все беды кыргызскому народу принесла колониальная политика Российской империи и Советского Союза.

«Я общалась с учителями истории в средней школе, рассказала Хоперская. Они говорят, что если в одном классе сидят русские и кыргызы, слышат эти утверждения и воспринимают их как аксиомы, потом это сложит основу для межэтнических конфликтов в школьной среде».

Круглый стол организовали в Ростове-на-Дону, в отделении «Дом кино» Союза кинематографистов России. Дискуссия стала частью VII Международного патриотического форума «Миротворчество поколений в историческом памяти Российского государства» .