В годы Кавказской войны горцы говорили так: «Крепость – это камень, брошенный в поле. Дождь и ветер снесут его. Станица – это растение, которое корнями глубоко войдет в землю и останется». Сейчас городок, хутор, станица, зимовище, юрт, острожек – эти слова для казаков и жителей Дона и России имели свой особенный смысл. Тайны первых поселений раскрывает автор книги «Казачий домострой» Борис Алмазов*.


Городки – это не игра, а укрепление

«Городок это – укрепление. С XVI века упоминаются в документах казачьи городки на Дону, на Тереке. Строились они, как правило, на островах. Таким старинным казачьим городком была поставленная на острове Хортица на Днепре Запорожская Сечь, где при раскопках найдены еще языческие идолы, такая же крепостица была на острове Токмак. Городком-укреплением был Черкасск, Кагальник, Качалин, Казарин, Раздоры и десятки других на Дону, Терки на Тереке, Яицкий городок на Урале. Все это были окруженные со всех сторон водою или болотами крепости. Были они деревянными, со стенами из срубов, набитых землей, поставленными на валы, с частоколом для стрелков перед валами. Вот по этим изгородям, сооруженным из заостренных бревен, и получали крепости название – острог. Точно такие же остроги, как строились на Дону и Яике, ставили казаки в Сибири от Урала до Тихого океана», – рассказывает писатель.

Каждый городок имел свои боевые особенности: над стенами поднимались башни, на раскатах стояли пушки, перед деревянными стенами были турлучные укрепления – плетневые, будто корзины, стены, засыпанные землей.

Кстати, в европейской фортификации такой вид укреплений назывался «флеши».

Инженерные укрепления казаков благополучно применялись и в XIX веке, помните флеши Раевского в Бородинском сражении. Сегодня в зоне  СВО на блок-постах и опорных пунктах повсеместно стоят «габионы» – корзины из металлической сетки, заполненные щебнем или грунтом.

К сожалению, обстоятельных описаний казачьих городков XVI века не сохранилось. Наиболее ранние упоминания с короткими пояснениями принадлежат турецкому путешественнику Эвлии Челеби (январь 1667). Тот однозначно описывает городки как весьма мощные крепости с многочисленным казачьим населением.

В городках жили гарнизоны, отсюда уходили в походы, оставляя для защиты городков третью часть бойцов.

«Все сии обитатели городков считали себя одно-земляками, охотно одни других защищали от внешних врагов; но каждый городок имел отдельный удел земли, и межевались или границы полагали только в луговых местах, то   есть, при самой реке Дон и которые весняною водою покрывались; в степях же, или как они называли, в нагорных полях не имели границ, но считали их общественными, и вольно было, где хотел, заводить хутора-зимовники, но таковых долго совсем не было, и уже гораздо позже оные начались. Сии первые жители упражнялись в земледелии, да и скотоводства не имели большого, а более любили звериную охоту и рыболовство – чем и снискивали свое пропитание и довольствие. Они не искали богатства и малым оставались довольны. Общие их, сколько мне сделалось известно, права или законы были: считать себя за один народ, одному селению другого не обижать, за межу одни к другим – для сенокошения, распашек, пастьбы скота, рыболовства и ловли диких зверей – не переходить, но хищных зверей вольно было бить, где кто увидит и пожелает», – писал в 1811 году войсковой донской атаман Андриан Денисов.

Куда же исчезли городки

Их старательно уничтожали враги казачества, но они поднимались вновь, победило их время и …станицы.

В 2022 году археологи Донского государственного технического университета провели исследование казачьих городков, основанных в XVI-XVII веках.

Оказалось, опорные пункты казаков были до основания разрушены в начале XVIII века при подавлении восстания Кондратия Булавина.

– Мы начали исследование с северной части границ Воронежской и Ростовской областей. В качестве объекта исследования выбрали городок Донской, бывший, по Василию Татищеву, первой столицей казаков, – говорит доктор исторических наук Сергей Лукьяшко.

Опорный пункт казаков под названием "Донецкий" был основан в конце XVI века в 16 верстах вниз по течению реки Дон от устья реки Толучеевки и уничтожен 26 октября 1608 года карательной экспедицией острогожского полка полковника Ивана Тевяшова.

– Благодаря полученным данным нам удалось локализовать городок на местности, рассмотреть его остатки – мощный ров, выявить центр городка – майдан, на который должна была выходить церковь, определить место расположения кладбища. Городок располагался на острове и омывался двумя рукавами реки, от которых сохранилась череда озер, – считает ученый.

Этнический состав первых поселенцев определить крайне сложно. Его  первыми обитатели происходили из городовых служилых казаков, находившихся на службе у московского царя. Имеются также сообщения о том, что Донской городок был основан мещерскими служилыми казаками – обрусевшими татарами. Вторым компонентом этого воинства были бывшие запорожцы, получившие разрешение осесть на "засеке".

Археологами найдены керамические фрагменты карнизов из казачьих куреней, предметы утвари из крымской керамики. Кроме того, обнаружено большое количество чеканных серебряных монет, так называемых чешуек Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Найдено много монет с изображением польского короля Сигизмунда III Ваза, который финансировал попытку возведения на русский престол Лжедмитрия, а позже и сына Владислава. Этими монетами, видимо, платили казакам за участие в военных операциях.

«Новый археологический материал может пролить свет на путь формирования вольного казачества на Дону, уточнить наши представления о сложном этноконфессиональном составе первых населенных мест в Диком поле, где люди учились выживать во враждебном окружении осколков    Золотой Орды – крымских татар и ногайцев», считает Сергей Лукьяшко.

Станица – это стая товарищей

Первоначально «станица» означала не населенный пункт, а родоплеменное или товарищеское объединение. Слово "станица" берет свое начало от слова "стан" в значении остановка в пути или временное  поселение. Впервые это слово стало использоваться в XVI веке по отношению к казачьим отрядам. Дипломатические документы того времени пестрят сообщениями, что казаки для переговоров отправляли царю-батюшке «станицы». Например, после штурма Азова в 1637 году донские казаки послали в Москву станицу атамана Потапа Петрова с товарищами и отписью о взятии города.

Борис Алмазов в своей книге приводит слова старинной песни: «Слетались птицы, стада, станицы…». Существовали «зимовые» и «легковые» станицы, которые посылались к царю с дипломатическими поручениями.

Были в таких станицах атаманы и послы с охраною. Боевые или охотничьи отряды тоже назывались иногда станицами. Станицы, где, вероятно, были родственники и семьи казаков, кочевали под защитой городка. В случае опасности либо скрываясь за его стенами, либо откочевывая как можно дальше, пока городок держал оборону. Территория, принадлежавшая станице, именовалась юртом. С годами станицы разрастались и все чаще останавливались у городков, то есть превращались как бы в посад городка.

Постепенно, городки были поглощены станицами, или брошены, а все население переселилась в «укоренившуюся станицу», так скажем станица Преображенская возникла в юрте Казарина-городка, а старый Казарин превратился в хутор в пяти километрах от современной станицы.

К XVIII веку у слова «станица» появляется новое значение – поселение казаков и иногда даже казаков стали называть станичниками. Помните сказку Ершова «Конек-Горбунок», в которой старшие братья отправляют Иван на разведку и говорят: «Коль станичники пристали – поминай его как знали».

Станицы переняли от городков все внутреннее устройство: в центре – площадь – майдан, в восточной его части – церковь или собор, напротив через площадь атаманское правление, прежде эту площадь как в городке окружали арсеналы, кузницы, оружейные, амбары, ссыпки для зерна. Рядом с майданом по краю обязательно тянулись коновязи, где ставили коней, обиравшиеся по тревоге-сполоху, казаки. Со временем, боевое назначение майдана сменилось на торговое и на широком пространстве, между церковью и правлением, шумели знаменитые ярмарки, а вокруг него появились гимназии, магазины и даже театры…

Станицы и возникнув-то, как городки, постепенно, в города превращались.   Население станиц увеличивалось. Часть казаков, получив земельные наделы далеко от станиц, переселялась на хутора. Традиционно, как память о кочевом прошлом сохранилась в том, что находившиеся на юртовых станичных землях хутора относились к станице. Считалось, что существует некоторая подчиненность хутора станице и станичный атаман главнее хуторского, но на самом деле все было не так просто. И часто хутор – наследник городка, бывал старше станицы, а ежели хуторской атаман возрастом и наградами превосходил станичного, так станичный к нему обязан был первым почтительно обращаться. Кроме того, в соответствии с законами гостеприимства, которые распространялись, прежде всего, на гостей, хуторской атаман был у себя в хуторе полным хозяином, и ему в его   хуторе первым должен отдавать честь или выказывать уважение иным особом любой приезжий, даже если, избранный хуторским обществом, атаман – простой казак, а приезжий – генерал.

Хутора пришли на Дон из Малороссии, Польши и Германии

Развитие земледелия и скотоводства вызвало к жизни новую форму поселения – «хутор». Это слово, как полагают ученые, пришло на Дон из Малороссии и Польши, и заимствовано из древневерхненемецкого "huntari", так называлась единица территориального деления. Казачьи хутора впервые  встречаются в документах в 1680-х годов, но стремительный рост их числа приходится на XVIII век. По данным переписи 1764 года на Дону насчитывалось 792 хутора, в отчете за 1859 год - 1 662 хутора.

До тех пор, пока незанятой земли было еще много, казаки устраивали свои хутора вблизи от станицы, как правило, в пределах станичного юрта.

Постепенно свободных и удобных для скотоводства и земледелия земель становилось все меньше и меньше, и казаки основывали хутора далеко от  станицы, часто за пределами своего станичного юрта.

Острожки, зимовища и слободы

Остроги – это, как выяснил составитель первого в России словаря Владимир Даль, частокол или палисадник из свай, вверху заостренных. Этот тип поселения «делался наскоро, из бревен стойком, им ограждалось небольшое войско или обносился осаждаемый город». Чаще всего острога являлась у казаков временным сооружением.

«Зимовищами» («зимовниками», «зимовьями») на Дону называли временные поселения, в которых казаки только зимовали, проводя лето в военных походах. В конце XVI столетия «городки и зимовища (зимовники) имели между собою то различие, что первые были жилища постоянныя, а последния составляли временный и преимущественно зимний приют», пишет Борис Алмазов.

«Зимовниками» называли и временные пристанища за пределами городка, устраиваемые специально для укрытия скота зимой от вьюг и метелей. Главным строением зимовника являлся загон для скота, отгороженный со всех сторон высокою стеною из камыша. Тут же в загоне или рядом с ним ночевали и казаки, устраивая для себя примитивные шалаши или землянки.

Постепенно зимовники обустраивались. Казаки стали поселяться в них на весну и лето, начали распахивать окрестные земли. Так постепенно базы- зимовники превращались в хутора, куда казаки перебирались на постоянное жительство. Термин «баз», «базок» до сих пор обозначает помещение для скота или отгороженное для этой цели место на дворе и вне его. Говорят: скот стоит «на базу», «на базках».

Слободы. После окончания строительства Царицынской линии и присоединения к России Азова в ходе русско-турецкой войны 1736-1739 годы заселение и освоение края пошло более быстрыми темпами.

Население Подонья в значительной степени пополнялось за счет приписных крестьян, преимущественно из южноукраинских губерний. В 1764 году на Дону насчитывалось 792 хутора, у владельцев которых были приписные крестьяне. Некоторые из таких хуторов постепенно превращались в крестьянские «слободы». К 1801 году на Дону насчитывалось уже 40 поселений, получивших, официальное наименование слобод. В них насчитывалось по нескольку сот дворов, в которых жили главным образом крестьяне. Казачьи старшины устраивали слободы по казачьим традициям.

Практически все слободы получали свои названия по фамилиям казаков, руководивших их переселением и организацией. Так, на Мертвом Донце в их честь называются Мартыновка, Орловка, Недвиговка, Синявская.

* Алмазов Борис Александрович родился в 1944 году в Ленинграде, через три месяца семья переехала на Дон. Здесь будущий писатель впитал культуру и традиции казаков.

В 1990 году Алмазов начинает участвовать в возрождении казачества и постепенно становится идеологом российского «Союза казаков». Сначала его избирают первым атаманом Санкт-Петербурга, а затем и всего Северо-Западного отдельного казачьего округа.