Или , как Старочеркасский музей-заповедник превращается в культовое заведение.
В 2006 году в славной станице Старочеркасской состоялся сход казаков Всевеликого Войска Донского. Около тысячи усачей – членов этой общественной организации, преимущественно из северных районов Ростовской области приказом тогдашнего атамана В.П.Водолацкого были рекрутированы для участия в этом мероприятии. Официальной причиной столь многолюдного схода была объявлена передача Старочеркасского музея-заповедник
Тогда атаман, грозно сдвинув брови, рубанул, что называется, с плеча: «Казаки! Мы с вами находимся в старинной казачьей столице Старочеркасской. Перед вами святой храм – Войсковой Воскресенский собор, где с 18 века молились наши предки, где принимали присягу почти все славные атаманы прошлого. Позор для нас с вами, что он до сих пор не принадлежит безраздельно Ростовской епархии и Войску Донскому, а используется еще и в качестве музея. Его оскверняют какие-то туристы, а проще говоря, бабы, да еще и в штанах. Предлагаю обратиться в Федеральное собрание с просьбой о передачи собора в собственность епархии и донских казаков. Тут атаман передохнул и продолжил: «Но мы не собираемся долго ждать и заявляем, что берем Воскресенский собор под юрисдикцию Всевеликого Войска Донского и прямо сейчас, сию минуту, назначаем в нем казачью охрану, а музейных деятелей – долой! Как вы, казаки?»
Не разбирающиеся в тонкостях юриспруденции члены схода, неминуемо превращающегося в то, что мы в последнее время привыкли именовать «сходняком», привычно загомонили: «Любо! Долой! Баб на кухню!» И дело было сделано. Последовала команда атамана, и с десяток крепышей в лампасах бросились внутрь собора. Очищать от скверны. Вскоре лязгнул замок. У входа в собор экскурсовод турфирмы «Рейна-тур НТВ» Галина Монахова упрашивала новоявленных охранников, хоть на минуточку открыть замок, чтобы забрать вещи, оставленные там туристами из ее группы в ходе неожиданного захвата. «Гы-гы-гы!» - внаглую усмехались упоенные собственной неуязвимостью физиономии, к тому же красноречиво поигрывая нагайками. «Неужели вы способны ударить женщину?» - не сдавалась неугомонная экскурсовод. «Еще как! Всыплем по первое число по филейным частям. Проваливай-ка лучше отсюда, тетка!» - и вновь циничное гыгыканье.
Стоящие здесь же директор музея-заповедник
И вот спустя девять лет вновь началась приватизационная возня вокруг Старочеркасского музея-заповедник
Теперь самое время осветить правовую подоплеку происходящего в Старочеркасске. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации №54.ФЗ от 26.05.1996 г., а также Положением о Музейном фонде РФ, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 179 от 12.02.1998г., музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской федерации. Это первое.
Второе. Музейные предметы, используемые ГУК РО «Старочеркасский историко-архитек
Третье. В соответствии с Положением о передачи религиозным организациям находящегося в Федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №490 от 30.06.2001 г., передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, отнесенного к памятникам истории и культуры федерального (общероссийского
Таким образом, вышесказанное не оставляет камня на камне от решения перехода музея к Церкви под так называемую юрисдикцию, а правильнее сказать – «юрисфикцию». Обращает на себя внимание другое, а именно позиции, занятые областными ведомствами, казалось бы, кровно заинтересованным
А что же представители Церкви? Они всех успокаивают: «Не надо политизировать ситуацию!». Кстати, тот, кто представляет себе современных монахов в виде бессловесных божьих овечек, отстал от жизни. Нынешние черноризцы имеют крепкие зубы. Именно они и именно здесь, в Старочеркасске, уже предпринимали попытку насильственного захвата Атаманского подворья. Забаррикадировав
Думая о происходящем в Старочеркасске, я попробовал только гипотетически представить, что было бы, если б произошло чудо и тогдашние требования казаков удовлетворили? Старочеркасский музей-заповедник самоликвидировал
Неплохо взглянуть на все это с точки зрения туризма. Не секрет, что главным брендом для привлечения туристов в Ростовскую область является этнографический туризм, то есть жизнь и быт донских казаков. От него и идут основные туристские поступления в региональную казну. Но если дело пойдет по сценарию сна, от которого я еще не отошел, то сбудутся откровения молодого монашка, как-то обмолвившегося: «Раньше все деньги вам шли, а теперь мы их будем получать. Потому что тут все наше…» Каково!
Но продолжим наш сон. Музей-заповедник опустел. К нему уж заросла туристская тропа. Стемнело. В лунном свете по Атаманскому подворью скользили тени монахов, для которых понятие «музейный работник» оставалось таким же бессмысленным, как «хороший черт». И сейчас, не к ночи будет сказано, я в раздумье, хватит ли образования авторам и сподвижникам этого странного решения, чтобы понять мысль великого философа Гегеля: «Лишь с темнотой сова Минервы начинает свой полет»?
0 комментариев