Некоторые СМИ, опираясь на данные своих источников, утверждают, что Украина продолжает поставлять России запчасти для самолетов и вертолетов. Так, телеграм-канал ПАТРИОТ Z пишет, что с 2022 года было поставлено украинских запчастей на 370 млн рублей. Также шел импорт из Франции, США и Великобритании. Поставки осуществлялись через компанию, зарегистрированную в ОАЭ, а сейчас — через фирму из Киргизии. Согласно таможенным документам, российская компания импортировала почти на 120 миллионов рублей детали для самолетов Ан-124 производства Харьковского машиностроительного завода «ФЭД», запчасти для вертолетов Ка-32 производства киевского завода «Радар» более чем на 67 миллиона рублей. Также компания закупила на примерно 170 миллионов продукцию ряда других украинских компаний, в том числе детали для ремонта двигателей Ан-24 и Ан-12 производства «Мотор сич».
Прокомментировать полученную информацию корреспондент «Южной службы новостей» попросил заслуженного военного летчика, генерал-майора, кандидата технических наук, независимого авиаэксперта Владимира Попова.
«На самом деле такие поставки уже давно в прошлом, – говорит эксперт. – На Украине, в принципе, разрушены все производства. На российских территориях Донбасса такие предприятия будут восстанавливаться и в обязательном порядке использоваться нашими службами и нашей промышленностью. Во-первых, это рабочие места для местного населения, во-вторых – это решение задачи по восстановлению региона. Луганщина, Донецк, Херсонщина, Запорожская область – это наши территории, с них возможны поставки. Вполне возможно, потому и говорят, что Украина поставляет запчасти в Россию. Но мы теперь единое государство. Если там были такие производства, то они функционировать будут. Но чтобы напрямую, через настоящую Украину, через киевские договорные обязательства мы получали запчасти из авиационного потенциала соседнего государства, с которым мы ведем сейчас военные действия, – такое исключено полностью».
Наш собеседник вспомнил о том, что раньше у Украины и России были договорные обязательства по прокачке сжиженных химпродуктов, которые шли на Одессу через Харьковскую область. Этот продукт был необходим для производства азотного удобрения.
«Год назад в обязательном порядке наши правительственные организации через МИД РФ и МИД Украины решали вопрос вести эту прокачку до конца года, чтобы закрыть договорные обязательства по поставке в порты Одессы для переработки, загрузки на корабли и отправке третьим лицам, указанным в контракте (для Европы, Ближнего Востока и Северной Африки). Это было выполнено в течение 2-3 месяцев, контракты выполнили и закрыли. Продолжать их было не целесообразно, – рассказывает эксперт. – И еще до начала СВО были попытки выполнить договорные обязательства с запорожским «Мотор сичем», с другими производственными объединениями, связанными с авиационной продукцией. Они кое-что еще доделывали. Но это были минимальные поставки, типа – остатки запчастей со складов. То есть то, что было выполнено – уже перевели. После начала СВО все контракты были разорваны и ничего не поступало».
Если бы какие-то поставки шли, то украинские пропагандисты на этом бы играли, «трезвонили бы со всех сторон», утверждает генерал-майор Попов: « Это очень выгодно было бы МИДу Украины, их Минпрому, в том числе части киевского правительства, относящейся к авиационной отрасли: говорить на весь мир об этих поставках. Но это исключено, ни одна официальная структура Украины об этом даже не заикается. Я отслеживаю все вопросы, касающиеся производственных мощностей по авиации и у нас, и в других странах».
Авиаэксперт затронул вопрос поставок через третьи лица.
«Это не государственные поставки, это поставки частных отдельных компаний, на Украине этим занимаются в обход своих правительственных организаций. Это бизнес и ничего более. Из частных рук в частные руки. Это единичные поставки каких-то запасных частей, например, на легкие самолеты, которые производились когда-то. На территории Украины делались запасные части для легкого самолета АН-28. Он используется до сих пор в гражданской авиации, в частных авиакомпаниях и в ДОСААФе. Как правило, эти поставки идут не напрямую в ДОСААФ, к примеру, через частные компании в третьих странах. Отправляют из Украины в Польшу, оттуда – во Францию или Испанию, потом – в Эмираты. А с Эмиратами мы никогда не разрывали экономических отношений. Вот недавно прошел авиационно-космический форум в Дубае, в котором мы участвовали, став лидирующей страной по представленной авиационной технике. Если кто-то там заключил договор на поставку запчастей, то почему бы и нет. Мы же не спрашиваем – откуда эти детали, лишь бы были сертификационные документы. И компания, которая их представляет, имеет лицензию на продажу. Прослеживать весь путь попадания запчастей к потребителю – не имеет смысла. Они могут храниться где-нибудь на складах в третьих странах. И не факт, что они сегодня сделаны сейчас на Украине. Они сейчас захлебываются, чтобы обеспечить свою боевую и транспортную авиацию. Потому что экономика у них сейчас, мягко говоря, на коленях. Мы же постоянно объявляем – «наносим удары по цехам, где производятся или ремонтируются бронетехника, системы ПВО и авиации». Им не до того, чтобы еще осуществлять работы по производству техники и запчастей на продажу. Еще раз подчеркиваю, – говорит Владимир Попов, – на государственном уровне закупка авиазапчастей у Украины исключена».
0 комментариев