В Ростове-на-Дону стартовал II Международный фестиваль документального кино и медиапроектов «Линия фронта». Корреспондент «Южной службы новостей» побывала на церемонии открытия и пообщалась с участниками.

 - Вы кто? Корреспондент? Сергей? Так… А отчество? Сергеевич? Фамилия? - перекличку ведет бодрая женщина, оказавшаяся секретарем городского Совета ветеранов. Все ответы фиксирует на компактную видеокамеру. От такого натиска журналисты немного теряются. В другом участке толпы звучит призыв: «Двигаемся, двигаемся ближе, смотрим в объектив».

Обычно перед началом киносеанса телефоны просят убрать подальше. В этот вечер попросили включить на них фонарики и поднять их повыше — в память о тех, кто не вернулся с полей сражений. Открытие фестиваля неслучайно выпало на третье декабря. В этот день Россия отмечает День неизвестного солдата. Премьерным показом стал фильм Руслана Кечеджияна «Мама, не плачь». Это история о детях, погибших в ходе обстрелов в Донбассе, об их матерях, о потере и о надежде. 

Из окопов – депутатам Госдумы

О Донбассе рассказывает и Изабелла Либерман — единственная в России женщина-оператор, работающая в зоне СВО. В апреле прошлого года вместе со своим напарником Дмитрием Григорьевым, журналистом-публицистом, она создала проект «Территория Команчей». С тех пор они снимают двадцатиминутные документальные фильмы из серой зоны СВО.

Там никогда не знаешь, где находится враг. Тяжело ехать в неизвестность. Риск большой: мы залезаем туда, куда не надо — стараемся пройти вместе с бойцами обычный их путь. В нас не раз прилетали снаряды. Чем больше прилетает, тем страшнее ехать снова. Но это наша работа и мы продолжаем.

 - Что пересиливает страх и заставляет идти на риск? 

Эмпатия. Мы приехали в Донбасс с гуманитарной миссией. Из окопов доносим информацию напрямую депутатам Госдумы. Боец редко может докричаться до власти, у него нет связи. Еще эвакуируем людей. Когда не было такого большого проекта и мы рисковали только собой, было проще. Теперь от нас зависят другие люди, это большая ответственность. В такой работе, чтобы не сойти с ума, нужен холодный взгляд наблюдателя, у меня он уже сформировался — раньше работала в медицинской пресс-службе, снимала операции.

Не только военная тематика

СВО посвящены большинство картин фестиваля, но некоторые участники решили рассказать о людях, никак не связанных с военными действиями. Иногда даже не о людях. 

«Долина волков в Кисловодске» — фильм Лары Зиндер о Татьяне Самбуровой — женщине, переехавшей из Санкт-Петербурга в карачаево-черкесское село Элькуш и устроившей там питомник волков и волкособов. 

Фильм о неординарной женщине, которая старается сделать мир лучше. Оказывается, волки — это целый мир, целая философия. Татьяна настолько интересно о них рассказывала, что захотелось поделиться ее историей, и я сняла фильм.  

Похожий подход у художника Максима Ильинова. На фестивале вместе с фильмами представили его картины — крупные, выразительные портреты. Максим только что вернулся из Сербии, с международной антифашистской конференции. Перед этим был на Сахалине, мечтает попасть в Латинскую Америку. 

Все, кого я пишу, сражаются за суверенитет. Это и фигуры государственного масштаба — Кастро, Путин, Милошевич, Каддафи — и просто мои знакомые. Просто люди, чей жизненный путь мне нравится. Люди, которые умеют бороться за свое мнение. А сейчас такая эпоха, когда нужно отстаивать свое.

«Маша, ВГИК тебе не идет на пользу». Мнение жюри.

Герман Трегубенко уже 17 лет как главный редактор исторического телеканала «365 дней ТВ» и второй год подряд один из членов жюри фестиваля. 

Я стараюсь оценить, интересен ли фильм зрителю. Бывает так, что фильм сделан гениально, но поймет его мало кто. Очень много людей, у которых нет кинематографического образования, но они по жизни режиссеры. Одна моя знакомая окончила журфак, а в какой-то момент начала снимать документальное кино. У нее получалось очень неплохо, а потом она пошла во ВГИК. Смотрю новые работы и не понимаю. Говорю: «Маша, ВГИК идет тебе не на пользу. Если тебя не понимаю я, зритель не поймет тем более». Я сейчас не ругаю ВГИК, просто хочу сказать, что все зависит от человека. 

Скоро станет известно, кому досталась премия за лучшую режиссуру, лучший иностранный фильм, лучший сценарий… Не будем забывать: главное — участие. Как сказала генеральный продюсер документального кино Екатерина Яковлева: «Сейчас не время конкуренции, не время кричать «у меня лучший документальный фильм». Время объединяться». 

Все показы пройдут в кинотеатре Cinema&Emotion в ТЦ «Горизонт». Некоторые фильмы можно посмотреть в Южном федеральном университете и в ростовском филиале ВГИКа, а 6 декабря трансляцию закрытия смогут увидеть жители всех уголков страны.