Межрегиональный форум «Работающая молодежь Юга», который проходит в эти дни в Ростове-на-Дону, дает возможность укрепить профессиональные связи, обменяться опытом и помогает наладить плодотворное сотрудничество молодых специалистов и работодателями. 

Проблема трудоустройства молодёжи напоминает шаткое здание, которое стоит на ненадёжном фундаменте. Многие студенты, получающие высшее или среднее профессиональное образование, идут работать не по специальности. Хотя некоторые профессии и привлекают молодых людей, они могут оказаться слишком сложными и низкооплачиваемыми. 

Эта проблема особенно распространена среди молодых педагогов. Именно на ней сосредоточились участники и спикеры форума в блоке «Образование и наука».

Фото: Профсоюз образования Ростовской области

Как удержать молодых учителей в школах, как повысить престижность этой вечной профессии, рассказал один из приглашенных экспертов форума «Работающая молодежь Юга» Владимир Гайворонский, председатель Ростовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

«В Ростовской области ежегодно выпускается более трёх тысяч специалистов в области педагогики. Однако в системе образования официально зарегистрировано более 1700 вакансий педагогов. Почему же такое количество выпускников не может заполнить все вакансии? Дело в том, что не все молодые люди работают по специальности. Многие пробуют себя, но сталкиваются с трудностями. Например, некоторые девушки не выдерживают работы учителем в ростовских школах больше месяца или даже двух недель. Они не справляются с психологической нагрузкой, темпом работы и общением с руководством и родителями. Многим из них не объяснили, как работать с родителями», – заявил Владимир Гайворонский.

По его словам, чтобы решить эту проблему, необходимо поддерживать педагогические династии. Люди, выросшие в педагогической семье, больше готовы к профессии, так как у них есть внутренняя поддержка. 

Фото: Профсоюз образования Ростовской области

Кроме того, в прошлом году Ростовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ предложила законопроект, который вводит институт наставников в образовательных учреждениях региона. 

«За каждым молодым педагогом, который приходит в школу, мы предлагали закрепить наставника – более опытного учителя, авторитетного и знающего все нюансы профессии. Мы также предлагали материально стимулировать наставника, выдавать надбавку, как за классное руководство, чтобы он помогал молодому учителю хотя бы первый год», – сказал Владимир Гайворонский. 

В регионе уже два года проводится профессиональный конкурс для школьников, существуют педагогические классы. Это помогает детям сориентироваться в выборе профессии ещё со школьной скамьи. 

«Мы понимаем, что этих усилий недостаточно. Многие талантливые и мотивированные люди приходят в учительскую профессию, но быстро теряют интерес. Они видят, что в крупных городах есть альтернативные места работы, где нагрузка на психику меньше, а зарплата – выше. Необходимо вернуть уважение к этой профессии, поднять её имидж», – отметил Гайворонский.

Он напомнил тенденцию, которая существовала с 90-х годов. В то время многие выпускники школ, которые не смогли поступить в вузы на желаемый факультет, выбирали для себя педагогическое направление. Так, например, если человек не поступил на отделение филологии, он мог выбрать профессию учителя русского языка. Эта схема была довольно распространена.

Фото: Профсоюз образования Ростовской области

В последние годы, наблюдая высокие баллы при поступлении в педагогические вузы, Владимир Гайворонский делает вывод, что интерес к профессии постепенно растёт. Особенно это заметно по выпускникам Московского государственного педагогического университета, где конкурс уже более десяти лет остаётся очень высоким. Это связано с тем, что молодые педагоги, работающие в московских школах, получают до 120 000 рублей. Для Москвы это может показаться незначительной суммой, однако, по словам спикера, там существует отличный социальный пакет и возможности для профессионального развития.

«В сфере высшего образования мы также наблюдаем позитивные изменения. В девяностые годы многие люди уходили из системы высшего образования. Сегодня – обратная картина: в школах и вузах работает много молодых специалистов», – сказал Владимир Гайворонский.