О Евгении Халдее писали журналисты всего мира. Он вошел в историю как создатель нескольких исторических фотографий известных всему человечеству. Можно назвать только три снимка – «Знамя Победы над рейхстагом», «Хозяйка Брандернбургских ворот» и «Маршал Жуков, принимающий парад Победы». И перед глазами каждого человека, знающего историю Великой Отечественной войны, встанут эти кадры: и развевающееся полотно на крыше, и озорная улыбка регулировщицы и маршал на белом коне. Но сегодня мы вспомним о других фотографиях этого фотокорреспондента.

Евгений Ананьевич Халдей, талантливый фотограф-самоучка из еврейской семьи поселка Юзовка (позже – Сталино, а еще позже – Донецк), был настолько увлечен фотографией, что сам собрал камеру и начал делать снимки. Некоторые его кадры были настолько удачны, что их охотно покупали в московских издательствах. А потом и вовсе 19-летний Халдей устроился фотохроникером в ТАСС. Через пять лет началась война и Евгений Халдей стал военкором. Куда только не забрасывала судьба молодого фотографа и отовсюду он привозил фоторепортажи о жизни. С его снимков смотрели люди, переживающие самые тяжелые свои годы. Но даже в войне Халдей видел, в первую очередь, человеческую жизнь. С неизменной камерой «Leica III» он был и на фронте, и в тылу. Прошел от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, Потсдамскую конференцию глав союзных держав, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.


Три фоторепортажа Евгения Халдея стали свидетельствами зверств фашизма на процессе в Нюрнберге.  Его снимки разрушенного Севастополя, труб сожженных домов Мурманска и жертв во дворе тюрьмы Ростова-на-Дону.

В феврале 1943 года, перед отступлением из города немцы зачистили городскую тюрьму, что на Богатяновском (ныне Кировском) проспекте. Бойцы зондеркоманды СС «10-а» расстреливали людей в камерах, коридорах, перед зданием тюрьмы. Среди убитых — подпольщики, родственники военнослужащих Красной Армии, недовольные новым режимом, нарушители комендантского часа. Оказавшимся в освобожденном Ростове военкорам удалось сделать несколько трагичных кадров: ростовчане ищут среди убитых своих родных. Во двор тюрьмы попали  два фотокорреспондента ТАСС – уроженец Донецка Евгений Халдей и ростовчанин Эммануил Евзерихин. Первому было 26 лет, второму – 32 года. Именно им пришлось делать фото, от которых кровь стынет.

«Из докладной записки УНКВД по Ростовской области № 7/17 от 16.03.1943: «Дикий произвол и зверства оккупантов первых дней сменились орга­низованным физическим уничтожением всего еврейского населения, коммунистов, советского актива и советских патриотов… В одной только городской тюрьме 14 февраля 1943 года — в день освобождения Ростова — частями Красной Армии было обнаружено 1154 трупа горожан, расстрелянных и замученных гитлеровцами. Из общего количе­ства трупов 370 были обнаружены в яме, 303 — в разных местах двора и 346 — среди развалин взорванного здания. Среди жертв — 55 несовер­шеннолетних, 122 женщины».

Этим снимкам суждено было снова стать свидетельствами вины немецких оккупантов на состоявшемся в марте 2022 года суде по признанию геноцида населения Ростовской области. Не осталось живых свидетелей, зато есть кадры фотохроники, сделанные военными корреспондентами ТАСС.

Евгению Халдею в 2021 году на родине  установили памятник, автором которого стал донецкий скульптор Равиль Акмаев.  Отливали памятник в колокольном цехе Донецкого металлургического завода, бригада мастера Сергея Самойлова.

Фото: https://club.foto.ru, https://waralbum.ru/339121/, http://geoinfocentr.ru, https://pulse.mail.ru