Для российской туристической отрасли 2018 год стал поворотным. Яркий, успешный и неповторимый Чемпионат мира по футболу, прошедший этим летом, вновь дал почувствовать россиянам гордость за страну и предоставил отличную возможность продемонстрировать иностранным гостям исконно-русское гостеприимство, современную, благоустроенную и доброжелательную Россию. Восторженные отзывы зарубежных гостей стали главным маркетинговым достижением оргкомитета. Лучшей рекламы страны трудно себе представить. Цифры доходов также впечатляют. Только в Москве болельщики потратили почти 100 млрд. рублей. Не случайно глава ФИФА Джанни Инфантино назвал этот чемпионат лучшим в истории.
Несмотря на то, что в целом динамика положительная, среди наиболее распространенных проблем, мешающих туристической отрасли бурно развиваться, представители регионального бизнеса по-прежнему называют отсутствие стратегии развития, четкого и долгосрочного планирования, дорогостоящие билеты на поезда и самолеты, нехватку качественных недорогих гостиниц, недостаток информации и коммуникации между властью и бизнесом.
С целью пополнить скудные бюджеты муниципалитетов несколько регионов начали в этом году проводить эксперимент по внедрению курортного сбора.
В Алтайском и Ставропольском краях эксперимент начался в мае. На Алтае он затронул курорт Белокуриху (сбор составляет 30 рублей в день), на Ставрополье — города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск (50 рублей в день).
На Кубани эксперимент стартовал 16 июля, как только завершился чемпионат мира по футболу, и распространился на восемь территорий: Сочи, Анапу, Геленджик, Горячий Ключ и четыре поселения Туапсинского района (Новомихайловское, Джубгское, Небугское и Шепсинское). Отдыхающий на этих курортах платит в день 10 рублей. Власти Крыма перенесли введение курортного сбора на май 2019 года.
Предварительные итоги эксперимента радуют местные власти. За 6 месяцев в Ставропольском крае был собран 141 млн. рублей, что превысило прогнозные значения. За 2,5 месяца в бюджет Краснодарского края поступило свыше 82 млн. рублей сбора, что также значительно превысило план на год. Общая сумма курортного сбора с мая по октябрь в Алтайском крае составила 13,1 млн рублей. Власти обещают, что средства, которые отдыхающие платят за пользование курортной инфраструктурой, пойдут на развитие курортов.
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» провели четвертое ежегодное исследование, посвященное развитию внутреннего и въездного туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.
Итак, в первую группу рейтинга — «Золотую двадцатку» — вошли регионы с 1-го по 20-е место включительно.
№ пп | Наименование субъекта РФ | Общее количество баллов |
1 | Город федерального значения Москва | 105 |
2 | Краснодарский край | 104,4 |
3 | Московская область | 104 |
4 | Город федерального значения Санкт-Петербург | 103,7 |
5 | Республика Крым | 97,4 |
6 | Алтайский край | 92,5 |
7 | Свердловская область | 92,2 |
8 | Приморский край | 92,1 |
9 | Нижегородская область | 92 |
10 | Республика Башкортостан | 88,2 |
11 | Ставропольский край | 88 |
12 | Республика Татарстан | 85,4 |
13 | Иркутская область | 83,8 |
14 | Пермский край | 82,2 |
15 | Челябинская область | 81,8 |
16 | Ростовская область | 81,2 |
17 | Новосибирская область | 81,1 |
18 | Тверская область | 81 |
19 | Тюменская область | 80,3 |
20 | Самарская область | 79,6 |
Первое место в этом году заняла Москва. Похорошевшая за последнее время столица никого из гостей не оставляет равнодушным. Это особенно отметили болельщики, устроившие настоящий праздник на Никольской и других улицах в центре Москвы во время проведения игр ЧМ-2018. Постоянно организуемые властями красочные фестивали, шоу и праздники уже приучили москвичей чаще улыбаться и радоваться гостям.
Златоглавая лишь на 0,6 баллов обошла лидера прошлогоднего рейтинга – Краснодарский край. Например, совокупные доходы коллективных средств размещения в Москве за 9 месяцев этого года больше, чем на Кубани, а оборот услуг общественного питания столицы более, чем в 2 раза превышает доходы общепита Краснодарского края. При этом черноморские здравницы имеют один из самых высоких показателей по выручке санаторно-курортных организаций, уступая лишь курортам Ставропольского края. Также Краснодарский край имеет самый большой в стране номерной фонд и опережает все регионы по числу ночевок в гостиницах.
Московская область сохранила свои позиции по сравнению с прошлым годом. Она занимает второе место среди всех регионов по обороту общественного питания, имеет высокие показатели по количеству иностранных туристов, количеству работающих турфирм и их доходам. Кстати, именно в Подмосковье этим летом базировалась часть команд футбольного первенства.
Санкт-Петербург улучшил свои показатели и перешел на одну ступень вверх в рейтинговой таблице. Северная столица является безусловным лидером по публикациям в СМИ и числу работающих турфирм, находится на втором месте после Москвы по количеству размещенных иностранцев.
Крым, потерявший одну позицию с прошлого года, замыкает пятерку лидеров рейтинга.
Улучшили свои показатели Алтайский и Приморский края, Республика Башкортостан и Свердловская область. Нижегородская область, переместившаяся с 8 на 9-ое место, также попала в ТОП-10 рейтинга.
Неплохо прибавили по сравнению с прошлым годом Новосибирская, Челябинская, Тюменская, Самарская области и Республика Татарстан. А вот Ставрополье и Ростовская область, наоборот, уступили свои позиции.
Тюменская область, активно развивающая свои туристические маршруты, в том числе связанные с историей императорской семьи Николая II, уникальные «нефтяные» маршруты, грамотно продвигающая свою сибирскую жемчужину – Тобольск с его знаменитым кремлем, – впервые вошла в «золотую двадцатку» лидеров рейтинга.
0 комментариев