Из-за долгов поезда в киевском метро будут ходить реже, а вагоны станут еще загруженнее. Стало известно, почему Киеву больше не дают кредиты и что еще могут забрать у киевлян, если чиновники откажутся платить по счетам.

Хотят забрать 100 вагонов

Киевский метрополитен оказался в критической ситуации. Из-за долгов перед компанией «Укррослизинг», которую связывают с российским государственным Внешэкономбанком, киевская подземка рискует потерять 100 новых вагонов.

«Киевский суд обязал метрополитен выплатить 737 млн грн, но мы планируем подать апелляцию в течение 10 дней», — сказала спикер метро Наталья Макогон.

В частности, руководство киевской подземки намерено обжаловать сумму исковых требований, так как считает, что в нее несправедливо включены начисленные штрафные санкции и пени.

К слову, договор на закупку вагонов на 400 млн грн был заключен еще в 2009 году, но в оговоренный срок средства выплачены не были. По словам экспертов, потеря сотни вагонов очень сильно отразится на комфорте пассажиров, особенно в час пик.

«Эту потерю ощутит каждый киевлянин. У нас и сейчас на „зеленой“ ветке вагонов не хватает, а другие работают на пределе своих возможностей. Если это произойдет, загруженность вагонов станет еще больше», — говорит экс-замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава.

Подтверждают его слова и в метро. «Нам придется увеличивать интервалы и полностью менять схему движения поездов. Большая часть из этих 100 вагонов курсирует на „синей“ ветке, а учитывая, что на ней всего около 250 вагонов, потеря почти половины — это очень много», — говорит Макогон.

В залоге 300 троллейбусов

К сожалению, выяснить у городских властей Киева, что еще из городского имущества находится в залоге, не удалось. Но, как рассказывают бывшие чиновники, вагоны — не единственная вещь, которую Киев может потерять в случае прекращения выплат по кредитам.

«Если не будут платить, могут еще забрать подвижной состав наземного транспорта. Киев брал в залог порядка 300 троллейбусов и автобусов на сумму 115 млн евро и на 35 млн евро трамваев», — рассказал экс-заммэра Киева Руслан Крамаренко.

Но в отличие от вагонов метро, эти займы были подкреплены государственными гарантиями и забрать их могут только в крайнем случае.

Как рассказал президент Института реформ и развития Киева Александр Вовченко, еще с прошлого года власти столицы Украины самостоятельно не могут привлекать кредиты, так как потенциального имущества, подходящего для залога, в Киеве больше не осталось. По его словам, сейчас есть много интересных инфраструктурных проектов, но власти не могут их реализовать, так как у них нет денег, а кредиты без госгарантий им больше не дают.

«Как известно, японская сторона готова дать нам выгодный кредит в $1,3 млрд на завершение строительства Подольского моста и проведение метро на Троещину, но освоить эти средства Киев не может, так как кредитный лимит Киева исчерпан», — говорит Вовченко.

А по словам экс-главы КГГА Александра Попова, большое количество залогового имущества — тревожный сигнал для города. «Это очень плохой сигнал, который говорит о слабых возможностях городского бюджета, что может стать причиной объявления дефолта», — говорит Попов.

Правда, в Киевраде успокаивают, что вагоны не отдадут.

«Все понимают, что это была коррупционная схема, по которой Киев загнали в долги. Поэтому город будет судиться до последнего», — сообщил первый замглавы киевской бюджетной комиссии Олесь Маляревич.