Осенью 1929 года в донбасском селе Верхнее появилась странная группа людей. Они всюду носили с собой странную технику, произносили странные слова и, в целом, занимались странным делом. Некоторые селяне говорили: «фильму снимают». Но этим знатокам мало кто верил. Ну, какая «фильма», если эти приезжие «спецы» то в цехах Донецкого содового завода толкутся, то бегут к разрушаемому храму Иоанна Предтечи, то за металлургами по пятам ходят? Разве может быть «фильма» без томной Веры Холодной, уморительного Чарли Чаплина и игры тапера на расстроенном пианино? И только режиссер Дзига Вертов знал, что он создает новое кино – звуковую хронику «Симфония Донбасса».

«Симфония Донбасса» – первый звуковой советский документальный кинофильм, который вышел на экраны страны в апреле 1931 года.

Давид Кауфман, вошедший в историю мирового кино под псевдонимом Дзига (с украинского – Волчок) Вертов, был одержим идеей объединить звук и изображение. О создании звукового кинематографа мечтали многие режиссеры того времени, но только Вертов хотел не просто «озвучить» картинку, а сделать звук полноценным выразительным элементом кинодраматургии. Вертов мечтал сделать кино о реальной жизни, показать современные будни, а не салонные истории. Его кино меняло все: киногероев, киноистории и кинопроизводство.

Героями картины «Симфония Донбасса» («Энтузиазм» в европейском прокате) стали шахтеры. История, положенная в основу картины – выполнение первого пятилетнего плана. И в кино пришел звук. Вертовым были записаны подлинные шумы и звуки заводов и шахт Донбасса. Съемки зрительно-звукового документального материала сделаны на аппаратуре системы Шорина. Также в фильм включены музыкальные фрагменты: посвященный «Симфонии Донбасса» марш «Последнее воскресенье» композитора Николая Тимофеева и «Первомайская симфония» Дмитрия Шостаковича.

Фильм, повествующий о жизни индустриального Донбасса 30 годов, с большим успехом прошел в Европе, под названием «Энтузиазм». Зрителю была чрезвычайно интересна жизнь послереволюционной России. И «Симфония Донбасса» отразила все основные процессы построения нового мира в стране Советов. В первой части показаны пережитки старого строя (религия и алкоголизм), которые мешали социалистическому строительству. Далее представлены сцены промышленного производства и в конце – коллективизация. Все было реально – жизнь, люди на экране (Вертов отрицал актерскую игру) и поток реальных звуков (индустриальные шумы, человеческая речь, звон колоколов). Кино перестало быть «иллюзией», оно стало – хроникой.


В восторге от «Симфонии Донбасса» был великий Чарли Чаплин: «Я никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными… Мистер Дзига Вертов — музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним». Он же назвал фильм Вертова одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний.

К счастью, фильм «Симфония Донбасса» сохранился и любой желающий может его посмотреть. Особо интересно будет всматриваться в почти столетнюю хронику жителям Донбасса, поскольку кадры в первой части фильма сняты в селе Верхнее (ныне город Лисичанск), в которых фигурирует храм в честь Иоанна Предтечи. На экране показаны события процесса национализации имущества и закрытия церкви. На заднем плане видны дымящиеся трубы Донецкого содового завода, в последствие названного Лисичанским. В начале 1930-x годов на месте разрушенной церкви был построен Дворец культуры в конструктивистском стиле. 

Фото из открытых источников