Опыт применения технологии медиации (примирения) в большей или меньшей степени есть у каждого профсоюзного лидера, поскольку именно он чаще всего является посредником между сторонами трудовых отношений, считает секретарь Федерации Независимых профсоюзов России – представитель ФНПР в ЮФО Дмитрий Чуйков.
Для более глубокого понимания и широкого использования медиации Федерация профсоюзов Ростовской области организовала семинар-тренинг для руководителей профсоюзных организаций, активистов, правовых инспекторов труда и юристов профсоюзов по теме «Медиация как способ разрешения трудовых споров и защиты прав».
Медиация (посредничество) – это путь к взаимоприемлемому соглашению, основанному на консенсусе между сторонами, при участии третьего лица (лиц). Процесс медиации построен на том, что стороны совместно выбирают лицо, которое берет на себя функции посредника (медиатора) и с помощью специальных техник организует между сторонами коммуникацию, содействуя в урегулировании спора.
Медиация направлена на учет интересов обеих сторон. Процесс медиации характеризуется тем, что именно стороны спора вырабатывают возможные варианты разрешения разногласия и заключают взаимоприемлемое соглашение по спору.
В последние годы институт медиации в России прошел долгий путь от экспериментов до закрепления в специальном Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”. В трудовых спорах возможность использования медиации прямо предусмотрена статьей 1 Закона о медиации, согласно которой медиация может быть использована для урегулирования споров, возникающих из трудовых правоотношений. По смыслу данной нормы медиация призвана способствовать гармонизации социальных отношений.
Сама же процедура медиации имеет ряд достоинств, делающих ее перспективной формой для разрешения индивидуальных трудовых споров. К таковым можно отнести следующие.
1. Конфиденциальность. Она подразумевает, что стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, не вправе ссылаться в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о достигнутых в ходе процедуры медиации договоренностях, а также сделанных признаниях и представленных доказательствах. В таком случае конфиденциальность является значительным преимуществом, прежде всего для организаций, которые заботятся о репутации компании и не желают выносить возникшие конфликты с работниками на всеобщее обозрении.
2. Добровольность и сотрудничество при разрешении споров. Это предполагает, что стороны совместно принимают решение, достигнутое в ходе посредничества, и добровольно его исполняют. В медиации присутствует модель "победитель - победитель", в свою очередь, при судебном разбирательстве наличествует модель "победитель – проигравший". Представляется, что если при принятии решений обе стороны удовлетворены им, то они более охотно будут его исполнять, что предотвратит неправомерные затягивания исполнения решений и будет удовлетворять интересы обеих сторон.
3. Меньший срок принятия решений. В трудовых отношениях важно, чтобы все решения принимались быстро. А так как судебное разбирательство может затянуться на долгий срок, медиация как нельзя лучше подходит для таких целей. Загруженность судов в Российской Федерации не позволяет в короткие сроки разрешить возникающие между работником и работодателем трудовые споры. В таком случае при обращении к процедуре медиации можно существенно сократить срок разрешения трудового конфликта и избежать неблагоприятных последствий, которые могут выражаться в накоплении уровня конфронтации работника и работодателя, что в конечном итоге может привести в серьезному ухудшению отношений между таковыми.
4. Возможность сохранения и нормального развития трудовых отношений. В связи с тем, что трудовые отношения характеризуются относительной длительностью, сохранение и развитие таковых должно становиться приоритетным для субъектов. Медиация как способ разрешения индивидуальных трудовых споров способна помочь избежать нарастания конфликта. В свою очередь, при обращении в суд за защитой трудовых прав, в том числе с требованием о восстановлении на работе, работники зачастую не способны нормально продолжать исполнение своих трудовых обязанностей. Они могут сталкиваться с различными формами давления со стороны работодателя, которые последний может использовать в целях мести. Задачей же посредника является примирение сторон и поиск оптимального для сторон варианта решения возникшего спора. В таком случае сохранение трудовых отношений и их нормальное развитие между работником и работодателем представляются более возможными, нежели при обращении в суд.
Медиатор – это независимое физическое лицо, которое стороны привлекают в качестве посредника в урегулировании конфликта для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Независимость медиатора проявляется прежде всего в том, что он не вправе:
– представлять интересы любой стороны;
– оказывать сторонам юридическую, консультационную или иную помощь;
– осуществлять свою деятельность, если лично (прямо или косвенно) заинтересован в исходе, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
– делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора. Медиатор не должен ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, умалять права и законные интересы одной из сторон. Он также не вправе вносить предложения об урегулировании спора (хотя стороны могут договориться о предоставлении ему такого полномочия). Дополнительные требования могут быть предусмотрены в соглашении сторон или в правилах проведения самой процедуры, утвержденных специализированной организацией. Закон о медиации провозглашает, что медиаторы–физические лица могут оказывать свои услуги на платной и бесплатной основе, а соответствующие специализированные организации – только на платной. Медиатор должен пройти определенный курс обучения. Правительство РФ пока не утвердило программу (государственный стандарт) подготовки медиаторов, но активно готовит ее.
Пока образовательный стандарт не принят, некоторые образовательные центры уже проводят аккредитацию будущих профессиональных медиаторов и выдают им соответствующие сертификаты. Пройти обучение для повышения квалификации и профессиональной переподготовки можно в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр практической подготовки и правового просвещения».
фото: газета "Вестник профсоюзов Дона"
0 комментариев