В преддверии конклава, который состоится 7 мая, многие гадают, кто станет преемником папы римского Франциска, сменится ли курс Ватикана и чем запомнятся уходящие 12 лет нахождения Франциска на папском престоле. Обо всем этом религиовед, доцент кафедры «Философия и мировые религии» ДГТУ, кандидат философских наук Евгений Эгильский рассказал «Южной службе новостей». 

Фото: Getty Images

Весть о смерти папы римского Франциска потрясла мир 21 апреля. После его кончины в Ватикане началась «примерка» папского престола – борьба развернулась между либеральными кардиналами и консерваторами. В последнее время одним из вероятных претендентов называют филиппинского кардинала Луиса Антонио Гокима Тагле, который может продолжить либеральный курс своего предшественника. Еще один претендент – украиноязычный кардинал из Австралии Микола Бычок – вызывает много вопросов в части возможной поддержки Ватиканом ВСУ, ведь сам Бычок этим активно занимается, а потому может резко радикализировать риторику церкви, выстроенную ранее Франциском. 

«Папа Франциск совершенно искренне стремился сделать все, что он мог, для достижения мира. Это был добрый и сострадательный человек, и нет поводов думать, что он лукавил, когда призывал к миру. Он не раз с теплотой отзывался и о России, и об Украине. И это явно было от чистого сердца. Но иногда он говорил, мягко выражаясь, странные вещи. Очень известный случай – это когда папа заявил, что, дескать, те народы России, которые не исповедуют христианство, ведут себя на Украине очень жестко. Имелись в виду буряты, чеченцы и другие народы нашей многоконфессиональной страны. Франциск оклеветал целые народы – не мелочась, так сказать. Очень некрасиво тогда получилось, пришлось давать задний ход. Откуда папа взял этот бред? Да очень просто: украинская пропаганда как раз тогда вовсю раскручивала эти идеи. Цель простая – посеять межнациональную рознь. Они и сейчас эти попытки не оставляют», – подчеркивает эксперт. 

Фото: личный архив

Своими действиями и позицией папа не обрадовал и не разочаровал – он ожидаемо призвал к миру, а поддержку специальной военной операции России не выразил – работа такая. Однако, как отмечает Эгильский, роли это все равно не сыграло бы, ведь иллюзий относительно того, насколько слова папы что-то решают, совершенно точно нет. Тем не менее, высказываться ему все же необходимо. Только есть нюанс – о чем-то папа говорил громко, хотя, пожалуй, стоило бы промолчать, а о чем-то не говорил вовсе, хотя стоило бы кричать. Эксперту сразу же вспоминается преследование канонического православия на Украине. 

«Папа не мог не знать об этом, но молчал. Почему? Наверное, не хотел осложнять отношения с украинским режимом и надеялся, что так переговоры пройдут лучше. Каждый раз, когда папа говорил что-то хорошее о России, о русских, это вызывало у Киева настоящую истерику. Особенно у националистов, которые считают украинцев высшей расой. Они, дескать, чистокровные славяне, носители древнейшей культуры, одарившие своими достижениями всю Европу. Русские, по мнению этих же украинских националистов, вообще не славяне, это финно-угры, это монголы, это потомки племени людоедов, о котором писал еще Геродот, это дикое племя, которое присвоило себе культурные достижения и великую историю украинцев. Вот такая альтернативная вселенная. Не удивляемся, что папа, например, скажет на телемосте с российской католической молодежью о великой русской культуре, а у украинских пропагандистов от этих слов – истерика на месяц и сердечные приступы в прямом эфире. Одним словом, папа честно пытался всех помирить, но получилось то, что получилось», – комментирует Евгений Эгильский. 

Конечно, отдельную интригу на конклаве делает кандидат в папы из Демократической Республики Конго – архиепископ Фридолин Амбонго Бесунгу. Консерватор не европеец – интересный поворот. Когда-то и папа Франциск стал первым в истории носителем такого поста из Латинской Америки.

Еще одно его первенство заключалось в том, что он относился к иезуитам, которым и вовсе запрещено занимать высокие церковные должности, не говоря уже о самой-самой высокой. Но не было бы правил без исключений.

Фото: Simone Risoluti / Vatican Media / Reuters

«Если иезуит претендует на такую должность, то ему может быть дано разрешение. Дают, как видим. Ну а что сделал этот папа за то время, пока он был на престоле Святого Петра? Было кое-что очень примечательное. Как раз перед тем, как Хорхе Бергольо стал папой Франциском, католическую церковь сотрясали скандалы, причем скандалы очень неприятного свойства. Речь идет о растлении малолетних, тех, кто учился в церковных школах, пел в церковных хорах и так далее. Кто-то требовал наказать виновных, кто-то горячо доказывал, что это всё, дескать, поклеп и происки масонов-сатанистов-коммунистов, но скандалы шли один за другим, и очень часто речь шла о том, что высокопоставленные церковные иерархи покрывают своих подчиненных или сами в этом замешаны. Папа Франциск не стал церемониться. Кто-то лишился сана, кто-то отправился под суд и в тюрьму. Это было, конечно, хорошее дело и честная позиция со стороны нового папы», – считает религиовед. 

Эгильский напоминает, что с собой Франциск привел и новые течения, а точнее – реабилитированные. Если предыдущие папы – Иоанн Павел II, Бенедикт XVI – теологию освобождения совсем не жаловали, то Франциск очень даже. Представим себе Латинскую Америку 50-80-х годов ХХ века: диктатуры, перевороты, гражданские войны, полицейский террор, повстанческие армии в джунглях, эскадроны смерти. В это же время народ нищий, а правящая верхушка в роскоши. Простые сельские священники живут жизнью своих прихожан, среди которых очень популярны левые, социалистические, марксистские идеи. На этом фундаменте образовывается теология освобождения – сочетание католического вероучения с некоторыми левыми, марксистскими идеями. 

«Только в теологии освобождения ведущая роль в социальных преобразованиях отводится не прогрессивному классу, как в марксизме, а прогрессивным приходам – сообществам верующих. Неожиданно, правда? Мы себе обычно представляем католическую церковь не такой. Но это Латинская Америка, где во времена диктатур священники уходили в джунгли в партизанские отряды вместе со своими крестьянами. Латиноамериканская церковь была очень левой, а самыми левыми были... иезуиты. Тоже неожиданно – мы себе обычно иезуитов представляем не такими, но это Латинская Америка. А папа Франциск как раз латиноамериканец и иезуит. Так что ожидаемо – этот папа не любит капитализм, не любит роскошь, а любит всех бедных и угнетенных», – рассказывает Евгений Эгильский. 

Говоря о предстоящем конклаве, он отмечает, что выборы пап в XX и XXI веках уже не раз удивляли неожиданным результатом. Гадать, как считает эксперт, бессмысленно. Однако можно взять во внимание наблюдения, касающиеся предыдущих выборов.

«В XX и XXI веках на престоле Святого Петра сменяли друг друга папы-либералы и папы-консерваторы. Папа Франциск – либерал. Ну и напоследок: в США сенатор Грэм призвал избрать папой… Трампа! Сам Трамп тоже хочет им быть, он сам недавно сказал об этом, правда, в шутку. Но если серьезно, то каноны католической церкви позволяют избрать папой любого католика, в том числе мирянина, хотя на практике такого не было уже очень давно», – закончил Эгильский.