На заседании окружной трехсторонней комиссии ЮФО с содокладом о проводимой работе по присоединению работодателей к трехсторонним региональным соглашениям и отраслевым региональным соглашениям выступил председатель Федерации профсоюзов Ростовской области Александр Лозыченко. После заседания он ответил на вопросы  газеты «Вестник профсоюзов Дона».



– Александр Васильевич, в своем выступлении Вы говорили о работе сторон социального партнерства Ростовской области по присоединению работодателей к региональному и территориальным трехсторонним соглашениям. Как действуют механизмы присоединения?

– Как мы знаем, в настоящее время трудовым законодательством не предусмотрен единый Порядок присоединения работодателей к трехсторонним соглашениям разного уровня (областного и территориального). Статьей 48 Трудового кодекса установлен механизм присоединения только к отраслевым соглашениям.

Федерацией профсоюзов был проведен анализ нормативно-правовых актов ряда субъектов Российской Федерации, которыми определен порядок присоединения работодателей к областным, краевым, республиканским соглашениям.

Результаты анализа показали, что в одних субъектах Порядок присоединения определен по аналогии с порядком присоединения к отраслевым тарифным соглашениям, а в других субъектах, как и в нашей области, присоединение носит заявительный характер. Это, на наш взгляд, ставит в неравные условия работодателей, осуществляющих деятельность на территории разных субъектов Российской Федерации.

– Как на уровне донского региона регулируется присоединение работодателей к региональному и территориальным соглашениям?

– В Ростовской области Порядок присоединения работодателей к трехстороннему соглашению определен Областным законом от 24 декабря 2012 года № 1013 «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области».

После подписания сторонами социального партнерства текст Соглашения публикуется на официальном портале Правительства Ростовской области, Федерации Профсоюзов, Союза работодателей, а также на сайтах администраций муниципальных образований.

Присоединение работодателей к нему осуществляется посредством направления на имя координатора трехсторонней комиссии того муниципального образования, на территории которого зарегистрирована организация, письменного уведомления о присоединении. Уведомления направляется по разработанной минтрудом форме.

Работа по присоединению работодателей к областному и территориальным соглашениям осуществляется в рамках проведения совместных мероприятий, совещаний, «круглых столов» с участием работодателей области. Проводится информационно-разъяснительная работа о преимуществах развития социального партнерства. На муниципальном уровне работа осуществляется точечно. В адрес работодателей направляются письма - рекомендации о присоединении к областному и территориальному трехсторонним соглашениям.

– Как власти области отслеживают эти чувствительные вопросы? Как это влияет на зарплату в регионе?

– Министерством труда и социального развития области ежеквартально осуществляется мониторинг выполнения контрольных показателей, установленных в каждом разделе Соглашения. Информация поступает от муниципалитетов, в трехсторонние комиссии которых направляются уведомления работодателей о присоединении к Соглашению.

Так, контрольный показатель по присоединению работодателей к областному Соглашению установлен на 2023 год на уровне 40% от общего количества действующих организаций. По факту по итогам года значение показателя составило 51,5%. На текущий год контрольный показатель составляет уже 60%. По итогам 1 квартала к областному Соглашению присоединилось 53,7% организаций области.

Значительная роль в Соглашении отводится вопросам увеличения уровня заработной платы. В нашем регионе минимальный размер оплаты труда для работодателей внебюджетного сектора экономики на 20% превышает федеральный МРОТ.

При разработке действующего трехстороннего Соглашения профсоюзы добились включения в него нормы, предусматривающей обязательства работодателей по проведению ежегодной индексации заработной платы работников первом квартале текущего года на индекс потребительских цен за предыдущий год.

– Александр Васильевич, планируется ли вносить изменение в порядок присоединения работодателей к региональному трехстороннему соглашению?

– Да, в этой связи минтрудом области организована работа по изучению позиций сторон социального партнерства по данному вопросу. Получено принципиальное согласие органов власти, Союза работодателей и профсоюзов.

Мы надеемся, что до конца текущего года изменения в Порядке присоединения работодателей к областному трехстороннему соглашению будут законодательно закреплены.

– Как оцениваете присоединение предприятий к областным отраслевым соглашениям?

– Считаю, что в этом вопросе особых проблем в Ростовской области нет. На сегодняшний день у нас заключено 24 отраслевых соглашения. По информации областного минтруда, отказов работодателей от присоединения к соглашениям не поступало.

Единственная проблема, на которую мне бы хотелось обратить внимание и о которой не раз говорили профсоюзы, это отсутствие нормативно закрепленной обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать развитие института социального партнерства. Мы считаем, что это обязательство необходимо внести в Положения об исполнительных органах власти.

Во-вторых, все работодатели, по нашему мнению, должны участвовать в социальном партнёрстве, то есть быть участниками отраслевых и региональных соглашений, заключать коллективный договор, состоять в объединении работодателей.

– Какие есть недостатки в этой работе?

– В нашей области нам пока не удается заключить отраслевое соглашение по угольной промышленности. С одной стороны, у нас отсутствует отраслевое объединение работодателей и ни одно из угольных предприятий не входит в Союз работодателей Ростовской области. А с другой стороны, отсутствует отраслевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, основная задача которой -разработка отраслевых соглашений и создание которой должно инициировать министерство промышленности (ст.10 Областного закона от 16.12.2009 № 345-ЗС).

Поэтому надеемся, что внесение изменений на федеральном уровне в части наделения органов власти полномочиями по развитию социального партнерства, позволит сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Тем более после того, как социальное партнерство официально возведено в ранг государственного института, а необходимость его развития в настоящее время приобретает особую актуальность.