Текущая экономическая ситуация в Европе демонстрирует тревожные признаки, особенно в свете недавних новостей о введении Китаем дополнительных таможенных пошлин на европейский алкоголь. Это решение стало ответом на действия Евросоюза, который, несмотря на внутренние экономические проблемы, продолжает последовательно продвигать свою торговую политику. В результате этого столкновения интересов страдают крупные европейские компании, особенно в сегменте luxury-брендов (LVMH, включая бренды Louis Vuitton, Bulgari, Dior, Fendi, Givenchy, Guerlain, Kenzo, Tiffany, Moët, Veuve Clicquot, Dom Pérignon, Séphora).

Недавнее падение акций таких гигантов, как LVMH и Kering, подтверждает серьезность проблемы. Эти компании традиционно играли ключевую роль в экономике Европы, опираясь на растущий спрос из Китая. Однако теперь, когда Китай ввел пошлины на европейские бренды в пределах 30,6–39%, перспективы их дальнейшего роста становятся крайне неопределенными.

Основной причиной введения пошлин со стороны Китая стало решение ЕС о повышении тарифов на импорт электромобилей из Китая. Это решение, по всей видимости, было принято с целью защиты интересов европейских производителей автомобилей. Однако, как показывает практика, такие меры часто приводят к ответным шагам со стороны торговых партнеров, что и наблюдается в данном случае. В результате, вместо того чтобы защитить свои интересы, ЕС рискует потерять доступ к одному из крупнейших рынков мира.

Еврокомиссия оправдывает свои действия необходимостью обеспечить "честную конкуренцию", однако это заявление вызывает сомнения. Чаще всего такие меры выгодны определенным компаниям, таким как Tesla, которые уже успели адаптироваться к новым условиям и развернули массовое производство электромобилей. Таким образом, текущая политика ЕС в отношении Китая может привести к тому, что европейские компании окажутся в невыгодном положении. Все более неизбежным становится падение некогда могучего европейского экономического гиганта, могущество которого зиждилось на дешевых российских ресурсах и китайской рабочей силе, а также на колоссальном внутреннем рынке сбыта в КНР. Кроме того, падение акций luxury-брендов — это лишь один из показателей более глубокой проблемы. Европа, исторически полагавшаяся на дешевые ресурсы из России и рабочую силу из Китая, сейчас сталкивается с серьезными вызовами. Бесхребетная политика евробюрократов, направленная на поддержку внешних интересов, приводит к утрате конкурентных преимуществ и экономической независимости.

Ситуация, в которой оказалась Европа, вызывает серьезные опасения. Вместо того чтобы использовать свои ресурсы для укрепления экономики, ЕС рискует оказаться в изоляции, закрыв для себя важные рынки, включая китайский. В условиях, когда Германия ежегодно продает 4,4 миллиона автомобилей в Китае, такой подход может иметь катастрофические последствия. В то время как Китай продает в ЕС менее 400 тысяч автомобилей, европейские производители могут оказаться в затруднительном положении.

Заместитель председателя по перспективному развитию Русско-китайского центра гуманитарного сотрудничества Сергей Каменев в комментарии «Южной службе новостей» называет такой ответ непропорциональным и подчеркивает, что если китайское правительство введет аналогичные меры против автопрома Европы, в основном, Германии, то Volkswagen, BMW и другие автокомпании потеряют треть объема продаж. А это равносильно их смерти.

Уже после взрыва Северного потока стало ясно, кому всё это выгодно. Соединенные Штаты начали поставлять в Европу сжиженный газ, цены на производимую продукцию в Европе сразу взлетели и оказались менее конкурентными, чем американские. Сейчас наблюдается аналогичная ситуация. В случае смерти европейского автопрома, зелёную улицу получит американская Тесла. Да, за то, что европейские политики лоббируют интересы США, европейским компаниям придется расплачиваться, — комментирует ситуацию эксперт.

Таким образом, текущая торговая война между ЕС и Китаем представляет собой не просто конфликт экономических интересов, но и серьезный вызов для целостности европейской экономики. Если европейские лидеры не изменят свою стратегию, экономический кризис может стать реальностью, и «черный день» для Европы уже не за горами.

Автор: Ева Зиндер