Сергей Самойлов с детства занимался плаваньем. Когда спортивному мальчишке пришло время выбирать профессию, он долго не задумывался. По совету тренера пошел в металлургический техникум, там перспективного спортсмена брали с большой охотой. Пошел в литейщики, думал, что будет скульптуры лить. Однако, «чемпиона мира Сальникова» из Сереги Самойлова не получилось. Зато – неожиданно – получился колокольных дел мастер. В сорок с небольшим вылил свой первый колокол и услышал от старца Зосимы: «Все. Благословляю. У тебя получится». Получалось, пока война в Донбасс не пришла.

У тебя получится

Об организации колокольного участка с Сергеем Викторовичем Самойловым заговорили в 2001 году. Именно с Сергеем Викторовичем. На то время Самойлов занимал пост начальника цеха. Место хорошее, наработанное. Поэтому уходить с него было боязно, даже жена говорила – подумай.

– Все-таки ушел. Потянуло, – говорит литейщик.– Первый колокол вылил под руководством мастера Чернова. Его позвали, чтобы научил-показал. Наш донбасский первый семитонник до сих пор висит в России, в монастыре в Оптиной пустыни. И подписан он еще мастером Черновым.

Тогда, в 2001 году, Сергей Викторович и начал собирать свою бригаду колокольных мастеров. Штат комплектовался около 5 лет. Каждого человека Самойлов отбирал по целому ряду качеств: человек должен не только уметь рисовать и лепить, но и быть верующим, высоконравственным человеком. Смотрел, давал задание, разговаривал. Так и набрал 12 человек. «Как 12 апостолов», –по доброму называет свою бригаду  мастер Самойлов. – «Я – тринадцатый». Первый колокол донбасских колокольных мастеров был семитонником. На его благословение люди позвали известного старца Зосиму.

 –  Его ребята чуть ли не на руках принесли к колоколу, он болел тогда уже. А лицо – как сияло, улыбался, – вспоминает мастер. – Он прикоснулся к моему лбу и сказал: «Все. Благословляю. У тебя получится». И у нас действительно получилось. Работали активно до 2014 года. За это время отлили около 1000 тонн колоколов, если штучно – 3000 колоколов, начиная от маленьких до 14-тонников. За этот период мы стали монополистами.

Донбасские колокола на Украине считались лучшими, никто не мог превзойти колокольный участок Донецкого металлургического завода (ДМЗ)  ни качеством, ни количеством. Заказов было – на год вперед. Причем, колокольный участок Донецкого металлургического завода даже никто и не рекламировал: слава шла от храма к храму. Люди смотрели, слушали, узнавали и ехали в Донецк, на участок Самойлова.


 – Может, у ваших колоколов какой-то особый «донбасский звон»?

 – Нет у нас такого, – смеется собеседник. – Хотя у каждого колокольного мастера есть свои секреты: и в химическом составе сплава колокола, и в его теле, в его форме. У каждого есть своя изюминка. Поэтому я свои колокола отличу от чужих элементарно, как и все другие колокольные мастера. Тем более, что на каждом вылитом мною колоколе мой знак стоит. Я его имею право ставить после благословения. Как говориться – не отвертишься, твоя работа.

Где звучат донбасские колокола

Донбасские мастера лили колокола для соборов Украины, России, Грузии. Отправляли продукцию в Латвию, Германию, Грецию, Израиль.

– Даже в Антарктиде есть наш колокол, – рассказывает Сергей Викторович. –  Наши альпинисты поехали в туда покорять какую-то вершину. И мы их попросили проверить наш колокол на низкие температуры. Дали им пятикилограммовый колокольчик. Они с ним поднялись на вершину и при температуре минус 42 градуса позвонили. Наш колокол выдержал. После чего этого «морозостойкого героя» подарили местному храму Живоначальной Троицы.

Также бригада колокольных мастеров ДМЗ гордится тем, что президенты двух стран – Владимир Путин и Виктор Янукович дважды участвовали в освящении донбасских колоколов. Первый раз это случилось в Чернобыле, на освящении колоколов  Свято-Ильинского храма. А второй раз главы государств  встречались в Севастополе, в Свято-Владимировском соборе Херсонеса. И Путин, и Янукович звонили в четырнадцатитонный колокол, отлитый в Донецке. Кстати, у этого колокола «уши» сделаны в виде ангельских голов, так никто еще не делал.

Четырнадцатитонники – самые любимые колокола Сергея Самойлова. Они самые большие и самые красивые. Бригада донецких мастеров сделал два таких колокола. Один – в Севастополе, другой – в Свято-Троицком монастыре в Болдино. Есть еще один колокол, о котором Самойлов говорит с гордостью. К счастью, этот предмет гордости до сих пор висит в Парке славянской культуры города Донецка. Это – так называемый «прорезной» колокол.

– Первый такой колокол отлил в начале 17 века Емельян Данилов, вторым мастером, сделавшим прорезной колокол, стал старинный российский мастер из династии колокольных мастеров Дмитрий Моторин. О литье прорезных колоколов вспомнили лишь в новейшей истории. В 2008 году на московском колокольном предприятии отлили прорезной колокол. Они нас умудрились опередить, пока мы работали над своим прорезным колоколом. Так что мы стали четвертыми.  Наш колокол очень красивый: на все четыре стороны в нем прорезаны кресты, – рассказывает Сергей Самойлов. – Прорезные колокола обычно не льют для храмов. Выполняют их, по сути, для того, чтобы показать свое мастерство. Отливка такого колокола – дело весьма сложное. Я думал, что поменяется нота звучания колокола, но она не изменилась, осталась той же, что и у обычного колокола того же веса (400 кг). Но звучание получилось несколько иным. За счет прорезанных в звучащей поверхности отверстий появляется некое эхо, словно звучит не один, а несколько колоколов, звук становится более долгим.

Кстати, заметим, что к звучанию колокола у донецких литейщиков тоже высокие требования. От мастеров требовались и музыкальный слух, и музыкальное образование. На участке установили импровизированную звонницу. Где и проверяли колокола, как музыкальные инструменты, на тональности и сочетание друг с другом.

И еще об одном колоколе постоянно думает колокольный мастер с Донбасса Сергей Самойлов. Отлили они своей бригадой семитонник для Киево-Печерской Лавры.

–  Он долгое время стоял на бревнах, на площадке. Не могли решить, куда его повесить. В конце концов повесили, лет 10 тому назад. Но что с ним сейчас – не знаю, – беспокоится колокольных дел мастер. – Наших колоколов много висит по православным храмам Украины. Что теперь с ними? Надеюсь, у них ума хватит не разбивать колокола  и не сбрасывать их вниз.

Донбасскому звону быть

Когда началась война колокольный участок ДМЗ замер. Заказчики не могли связаться с мастерами, логистика просто встала – отлитую продукцию с огромным трудом отправляли из ДНР. Мастера стали увольняться и уезжать из Донецка.

– А что ребятам оставалось делать? Им семьи спасать и кормить надо было. Осталось нас трое пенсионеров, – с горечью говорит Самойлов. – Уникальное производство, да, но не для войны. Многие мои мастера в Россию уехали, уже свое дело организовали. Не колокола, конечно, а скульптурные композиции. Мы ж и скульптуры лили: Петру и Февронии, Кириллу и Мефодию.

– А можно восстановить колокольное дело на Донбассе?

 – Когда закончится война. Мы уже 10 лет надеемся на это, – тут же отвечает Сергей Самойлов. –  Само производство, оснастка, печи –  все необходимое есть. Запустить не сложно. Нужен заказ и финансирование. Может, начать не с теми объемами, как раньше, ведь от 5 до 10 тонн в месяц лили. Сейчас могли бы потянуть 2-3 тонны. Люди появятся – объемы увеличатся. А дальше – воспитать себе замену и уйти на покой.

Хотя лукавит Самойлов с этим «на покой». Есть у донбасского колокольного мастера мечта. Давно хочет отлить Царь-Колокол. Тот самый, который в Москве стоит.  И дело не в технологиях и умениях мастеров, сложности – в финансировании отливки такого огромного колокола. Колокольное литье недешевое производство, а уж создать колокол весом более 200 тонн – дорого обойдется.

– Нужно серьезное оборудование, мощное, большие материальные вложения. Раньше цари на колокола деньги давали, а сейчас таких спонсоров не найдешь. Но, – вдруг. Мечта, она на то и есть мечта, – говорит колокольных дел мастер из Донецка.

Война закончится, мастера вернутся, мечты сбудутся, и донбасские звоны тоже появятся.

Фото: https://readmetal.livejournal.com, личный архив Сергея Самойлова