Есть у нас, российских людей, такое понятие, как «бабушкино наследство». Вроде как нужные, добротные вещи, но устаревшие, изношенные. Как говорится «и носить нельзя, и выкинуть жалко». Вот таким «бабушкиным наследством» стал для Украины и Молдовы Днестровский гидроузел. История о праве собственности и попытках оформить взаимовыгодные соглашения на советское наследство длится уже несколько десятилетий.

Советские стройки

Во времена позднего СССР Днестровская ГЭС являлась одной из самых современных гидроэлектростанций Украины. Строительство первой станции комплекса близ украинского города Новоднестровска велось почти 10 лет, и в 1981 году она была официально введена в эксплуатацию. В 2008 году был осуществлен запуск первого гидроагрегата Днестровской гидро-аккумулирующей электростанции, что позволило Днестровской ГЭС стать самой мощной ГЭС в Европе. Однако радость и гордость украинцев была омрачена возмущением экологов соседней тогда еще Молдавии.

Дело в том, что река Днестр протекает по территории Украины (верхняя и нижняя части русла) и Молдовы (средняя часть). И когда в верхней, украинской, части появились водноэнергетические объекты, с рекой стали происходить необратимые изменения. В среднем течении Днестра средний объем воды уменьшился более чем на 10% или 800 миллионов кубических метров, сезонное распределение стока воды изменилось, изменилась температура воды в реке. Все это привело к заилению и биозагрязнению реки, к исчезновению 19 видов рыб в среднем сегменте реки и 15 видов рыб в нижнем. После строительства и ввода в эксплуатацию Днестровского гидроузла запасы промысловых рыб в Днестре на территории Молдовы сократились на 96% или в 26 раз.

Нужно сказать, что Молдавия тоже вносила свою лепту в уничтожение Днестра, поскольку вторая ГЭС комплекса возведена в двадцати километрах от Днестровской ГЭС-1 ниже по течению, возле села Нагоряны Винницкой области и молдавского села Наславча (занимает свыше 17 гектаров молдавской территории). И именно с этим объектом, расположенном на трансграничном украинско-молдавском участке, связаны все дальнейшие удачные и неудачные переговоры бывших союзных республик.

Недосоглашения

Для Молдовы река Днестр – главная водная артерия страны, а для Украины он занимает третье место. В его бассейне проживает почти 8 миллионов человек – 5 миллионов на Украине и 2,74 миллиона в Молдове. Поскольку около 2,5 км правого берега буферного водохранилища Днестровской ГЭС-2 принадлежит Молдове, а негативное воздействие ГЭС на экосистему нижнего течения Днестра является значительным, Молдова постоянно стремится корректировать работу ГЭС таким образом, чтобы минимизировать ее негативное воздействие на экосистему Днестра.

В 1994 году Молдова и Украина подписали типичное для раннего постсоветского периода межправительственное соглашение о пограничных водах. Соглашение касается только общих участков реки, которые образуют границу; соглашение не рассматривает ни речной бассейн в целом, ни деятельность на нем, ни состояние его экосистем.

Сегодня это старое соглашение по Днестру действует параллельно с новым договором, подписанным в 2012 году, отчасти из-за компромисса с водохозяйственными органами, который обеспечил подписание нового договора. Молдова, которая еще в 90-е года прошлого века ратифицировала Хельсинкскую (водную) конвенцию, разработала проект, получивший название «Днестровская конвенция» и отправила документ от лица Министерства охраны окружающей среды правительству Украины. Ответа не последовало. Спустя несколько лет украинская сторона по дипломатическим каналам ответила, что не заинтересована в создании бассейнового соглашения, пишет Илья Тромбицкий, представитель Рабочей группы по экологическим последствиям войны в Украине.

Итогом длительной работы различных экологических организаций, стал, уже упоминавшийся нами, договор 2012 года, который Украина и Молдова все-таки подписали. В нем появился и третий субъект, имеющий отношение к Днестровскому энергетическому комплексу – Приднестровье. Что вызвало недовольство Молдовы, считающей Приднестровье территорией с непризнанным статусом, и потому игнорирующей мнения приднестровских представителей. Украинскую сторону тоже многое не устроило в проекте, особенно в финансовом вопросе. И несмотря на то, что договор был подписан, обе стороны громко требовали его доработки и тихо действовали в своих интересах.

Выжать все, что можно

С началом СВО Украине стало совсем не до состояния Днестра. Поток средств, выделяемых из госбюджета на решение существующих экологических проблем (модернизация очистных сооружений и др.) почти иссяк. Хотя то самое «бабушкино (а точнее советское!) наследство» стало требовать ремонта и модернизации.

Смена руководства украинского Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, образование Госагентства мелиорации и рыбного хозяйства и отдельного водного агентства вместо ранее существовавших рыбохозяйственного и водохозяйственного комитетов в 2022 году также существенно нарушила сложившееся сотрудничество и диалог. Появились случаи неожиданного для молдавской стороны повышенного сброса воды из Днестровского водохранилища. В середине 2024 года Украина начала строительство второй линии заграждения Нижнеднестровской ГЭС на правом берегу Днестра со стороны Молдовы без предварительного информирования молдавской стороны. Строительство ведётся под предлогом «обеспечения безопасности объектов критической инфраструктуры Украины в связи с якобы военной агрессией России и постоянными обстрелами украинского топливно-энергетического комплекса».

Более того, прикрываясь военными действиями, обе страны, что Украина, что Молдова, ведут тихую «захватническую» деятельность. В нарушение подписанных в середине 1990-х годов соглашений об обмене земельным участком в районе села Джурджулешты Украина до сих пор не получила правоустанавливающий документ на эту собственность. Между тем сама Молдова уже давно пользуется фактически новым статусом, предоставленным ей Украиной, статусом приморского региона, и строит на этом месте транспортно-топливный терминал. Более того, молдавская сторона подняла вопрос о «приобретении» у Украины дополнительных территорий поблизости, чтобы облегчить проход танкеров. Киев открыт для этой идеи в обмен на то, что Кишинев позволит провести границу в обход буферной зоны Днестровской ГЭС-2, поскольку часть технических сооружений, связанных с этой станцией, в настоящее время находится на молдавской стороне. Одним из последних предложений Украины было предложение о предоставлении Молдове долгосрочной аренды земельного участка вблизи Джурджулешть в обмен на получение Украиной в аренду части территории электростанции. Молдова отклонила это предложение. Вместо этого новое руководство республики настаивает на получении дополнительных земель вокруг Джурджулешть в обмен на право собственности на землю вблизи Паланки, которое Молдова должна была передать около 15 лет назад. В общем, пока на весь мир гремят пушки, в тихом местечке на границе Украины и Молдовы идет перераспределение территорий.

К сожалению, в этих геополитических играх никому нет дела ни до чистоты вод Днестра, ни до экологического бедствия его бассейна, ни до здоровья людей, проживающих на берегах некогда красивой и полноводной реки.

Фото: Илья Тромбицкий, Международная ассоциация хранителей реки «Eco-Tiras», Кишинёв, Молдова