После вступления в должность президента Дональд Трамп пригрозил странам БРИКС введением пошлин в 100%, если те попытаются заменить доллар. Американский лидер считает, что после того, как он пригрозил странам БРИКС торговыми пошлинами, эта организация умерла.

«Если БРИКС хочет играть в игры, эти страны не будут торговать с нами. Мы не будем с ними торговать. А если торговля и будет вестись, то, как минимум, по 100-процентному тарифу. БРИКС умер. Умер в ту минуту, как я сказал об этом», — объяснил Трамп.

Мы уже не раз отмечали склонность американского президента к эффектам. И фраза про смерть БРИКС – из той же области.

К чему может привести необдуманное заявление Трампа, корреспондент «Южной службы новостей» решил обсудить с экспертом по международным отношениям и БРИКС Ришабхом Сетхи (Индия). 

«Недавние заявления о введении 100% тарифов на продукцию стран БРИКС и утверждение, что «БРИКС мертв», конечно, могут привлечь внимание, но практические последствия говорят об обратном, говорит наш собеседник. – Возможность внедрения 100% тарифов США на продукцию стран БРИКС зависит от правовых, экономических и геополитических факторов. США связаны многочисленными международными торговыми соглашениями и внутренними экономическими соображениями, что затрудняет реализацию таких масштабных мер. Более того, торговля – это «улица с двусторонним движением»: повышение тарифов до такой степени, скорее всего, вызовет контрмеры со стороны стран БРИКС. С экономической точки зрения тарифы такого масштаба нарушат глобальные цепочки поставок, увеличат издержки для США, что скажется на американских предприятиях и потребителях. Компании США, полагающиеся на импорт сырья, промежуточных товаров и готовой продукции из стран БРИКС (например, электроники, критически важных минералов, фармацевтических препаратов) столкнутся со значительным ростом издержек, что может привести к инфляционному давлению и риску ответных мер. Страны БРИКС, представляющие более 40% мирового населения и более 25% ВВП, могли бы коллективно отреагировать путем диверсификации торговых партнерств, введения встречных пошлин на экспорт США или ускорения усилий по дедолларизации. Взаимосвязанный характер современной торговли делает такую политику саморазрушительной, как это было видно на примере инфляционного давления и рыночной нестабильности во время предыдущих торговых напряжений между США и Китаем. Кроме того, учитывая роль Всемирной торговой организации (ВТО) и дипломатических обязательств, торговые споры такого масштаба обычно предполагают обширные переговоры, а не односторонние действия».

По мнению Ришабха Сетхи, сплоченность БРИКС, особенно с недавними расширениями (Египет, Эфиопия, ОАЭ) и многими другими странами, подчеркивает его структурную устойчивость, предполагая, что односторонние действия США могут непреднамеренно укрепить внутриблоковое сотрудничество, а не подорвать его. БРИКС превратился из экономической коалиции в платформу для продвижения многосторонних реформ управления, альтернативных финансовых систем (например, Новый банк развития, расчеты в местной валюте) и технологического сотрудничества. Объявление о его упадке неверно оценивает способность блока перенастраивать торговые потоки и углублять связи с незападными партнерами. С точки зрения экономической рациональности экстремальные тарифы противоречат основополагающим торговым принципам сравнительного преимущества и взаимной выгоды. Для БРИКС, куда входят крупные экспортеры сельскохозяйственной продукции и энергоносителей, такие как Россия, Бразилия, и производственные центры, такие как Индия, карательные тарифы Китая будут стимулировать объединение ресурсов, инновации в устойчивости цепочек поставок и улучшение торговых рамок Юг-Юг. Более того, хотя тарифы могут создавать краткосрочные сбои, они не стирают десятилетия экономической интеграции. Многие американские компании и потребители полагаются на экономики стран БРИКС в плане конкурентоспособной продукции, энергетических ресурсов и инвестиционных возможностей. Любой резкий шаг по изоляции стран БРИКС также создаст проблемы для американских компаний, работающих на этих рынках.

«Вместо того, чтобы сигнализировать о конце БРИКС, такие заявления подчеркивают необходимость стратегического экономического планирования и более глубокого внутристранового сотрудничества, – продолжает эксперт. – Укрепление торговых соглашений, расширение механизмов торговли в местной валюте и укрепление финансовой независимости могут смягчить внешнюю неопределенность. Динамика мировой торговли обусловлена долгосрочными интересами, а не краткосрочными заявлениями, гарантируя, что БРИКС продолжит играть значительную роль в формировании многополярной мировой экономики. Хотя заявления отражают конфронтационную торговую стратегию, их реализация остается маловероятной из-за системных экономических рисков и институциональных ограничений. Для БРИКС, особенно Индии, России, Китая и других стран БРИКС, риторика подчеркивает важность укрепления внутриблочного сотрудничества, продвижения валютной диверсификации и использования коллективных переговорных позиций. Вместо того чтобы ослабить БРИКС, такие вызовы могут катализировать его трансформацию в более гибкую многополярную экономическую силу».

В ответ на агрессивные тарифы БРИКС, по предположениям Ришабха Сетхи, скорее всего, отдаст приоритет укреплению внутренней сплоченности, диверсификации партнерств (например, альянсов Глобального Юга) и продвижению инициатив по дедолларизации. Однако дверь для диалога с США останется открытой, если он будет соответствовать принципам справедливости и недискриминации.

Фото: timesofindia.indiatimes.com, cumhuriyet.com.tr, odatv.com