Южная Осетия – небольшая республика, признанная четырьмя государствами-членами ООН (Россией, Республикой Науру, Никарагуа и Венесуэлой), расположенная на южной стороне Большого Кавказского хребта. Независимой она стала в 1990 году, защищая свое право на суверенитет, подчас с помощью оружия.
Южная Осетия – горная страна с живописной природой, гостеприимным народом и древней историей. Ведущие свою родословную от воинственных скифов и сарматского племени алан, осетины никогда не покорялись ни грузинским князьям, ни офицерам царской России. Благодаря проживанию в труднодоступных горных местах, этот народ не подчинялся никакой власти. Несколько столетий осетины вели борьбу за свою независимость. И только в 1990 году было объявлено о суверенитете страны. После объявления независимости обострился вооруженный конфликт с Грузией, считающей республику своей исконной территорией. Конфликт периодически то затихал, то вспыхивал с новой силой. А в 2008 году конфронтация резко обострилась, едва не превратившись в полномасштабную войну. Наступление грузинских военных произошло 7 августа 2008 года.
В ходе военных действий было захвачено несколько населенных пунктов Южной Осетии, грузинские военные вошли в столицу республики, город Цхинвал. Власти Грузии объявили о всеобщей воинской мобилизации. В качестве поддержки южноосетинской стороны Россия ввела свои войска, и грузинские военные вернулись на исходные позиции. А в конце августа 2008 года Россия официально признала независимость Южной Осетии. После замораживания военного конфликта жизнь в республике постепенно возвращается в мирное русло. Южная Осетия получает большую поддержку от России. В стране два государственных языка — русский и осетинский. В местных школах преподают на русском языке и по российским школьным программам. Основная религия региона — православие. Большое количество исторических памятников архитектуры — церкви, замки, монастыри — созданы во времена легендарной грузинской царицы Тамары. В стране президентская форма правления. Выборы президента проходят раз в пять лет. С действующим Президентом Южной Осетии Леонидом Харитоновичем Тибиловым мы побеседовали о том, как сегодня живётся республике, которую стараются «не замечать» европейские средства массовой информации.
— В сентябре 1990 года был провозглашен государственный суверенитет Южной Осетии. Эти 26 лет нелегко дались стране: были военные нападения, и гибли мирные жители, вводились экономическая блокада и международная изоляция. Когда в 2008 году Россия признала независимость Южной Осетии, можно сказать, что наступил переломный момент в жизни республики?
— Почти три десятка лет, начиная с конца 1980-х, Южная Осетия жила то отбивая очередное вооруженное нападение Грузии, то в ожидании очередной агрессии, то занимаясь восстановлением разрушенного грузинской армией. Люди существовали как бы отложенной жизнью, говоря себе: вот придет настоящий мир, придет признание, будут прочные гарантии – тогда и заживем по настоящему, можно будет строить новые дома и сажать сады, не опасаясь, что придет враг и все разрушит и сожжет дотла. День признания – 26 августа 2008 года – стал величайшим праздником в Южной Осетии, наверное, за несколько сот лет. Такого счастья на лицах людей, такого эмоционального взрыва я никогда не видел ни до, ни после того дня. Люди понимали, что все их страдания, длившиеся столько лет, остались позади, что началась новая жизнь. Южная Осетия вошла в новую историческую эпоху. Сегодня республику просто не узнать. Дело не только в том, что за 8 лет много успели сделать, восстановлено и построено много жилья, преображаются населенные пункты. Люди поверили, что можно планировать свою жизнь надолго, пошло активное развитие частной инициативы. Идет бурное развитие мелкого предпринимательства, есть прекрасные примеры инвестиций в сегменте среднего бизнеса. Республика начинает активный рост реального сектора экономики. У нас создан необходимый инфраструктурный фундамент, проделан огромный объем работ по послевоенному восстановлению. Теперь в Южной Осетии главный пункт в нашей повестке дня — экономическое развитие. Начиная с 2017 года, именно на реальный сектор, на наращивание производства, создание рабочих мест мы планируем направить все свои усилия. Республика быстро переходит от восстановления к развитию, и это будет масштабная государственная программа. Темпы развития республики намного опережают все, что было за многие предшествующие десятилетия. Без признания Россией независимости Южной Осетии всего этого просто не могло быть.
— Как Вы думаете, почему республики СНГ до сих пор не признали независимость Южной Осетии? Ведутся ли какие-то шаги в этом направлении?
— Республика Южная Осетия образовалась в тех же условиях распада СССР и по тем же международно-правовым нормам, что и другие государства на постсоветском пространстве. Однако пятнадцать постсоветских государств признали друг друга, их признало международное сообщество, а четырем государствам пришлось и приходится доказывать свою состоятельность в качестве независимых государств. Республика Южная Осетия, прошедшая последовательно все ступени государственного строительства и оформления своей независимости, неоднократно обращалась к международному сообществу, в том числе странам СНГ, о признании своей государственности. Многолетняя борьба югоосетинского народа за свободу и независимость увенчалась 26 августа 2008 года признанием независимости Южной Осетии Российской Федерацией, самым большим и мощным государством из стран СНГ. С 2008 года Республика Южная Осетия развивает с Российской Федерацией самые теплые и дружеские отношения, опирающиеся на прочную договорно-правовую базу и историко-духовное единство наших народов. Мы готовы к развитию отношений и с другими странами СНГ, готовы стать надежным звеном в евразийском сообществе и надеемся, что и другие страны СНГ последуют примеру РФ в вопросе признания РЮО и выстраивания с ней отношений, основанных на конструктивности и партнерстве.
— По мнению российских политологов, исключительная особенность Южной Осетии –- это ее любовь к России и абсолютно пророссийская позиция. Никакая другая страна не сравнится по силе и искренности этих чувств и настроений. В следующем году в стране ожидаются президентские выборы. В этой связи власти решили отложить проведение референдума о вхождении республики в состав России. Вы планируете баллотироваться на пост президента? Результаты президентских выборов могут повлиять на решение о проведении референдума?
— Если говорить об исключительных особенностях Южной Осетии как государства, то действительно, отношения с Россией носят уникальный характер. Южная Осетия, разделяя общность исторических судеб с Россией, принадлежит к единому с Россией цивилизационному пространству, осознает общность своей духовности, своей культуры и определяет себя в неразрывном единстве с Россией. Подавляющее большинство населения страны помимо югоосетинского гражданства имеет также и гражданство Российской Федерации. Согласно договору о союзничестве и интеграции, подписанному в Москве 18 марта 2015 года, Южная Осетия и Россия образуют единое пространство безопасности, общий оборонный периметр. Это вот и есть окончательное утверждение того нового качества безопасности для нашего народа, которое было обозначено признанием независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией. Все те блага, которыми сегодня обладает народ Южной Осетии – мир, стабильность, безопасность, уверенность в своем завтрашнем дне, возможности социально-экономического развития с опорой на огромную, многоплановую помощь, – все это было бы невозможно без России, без того уровня взаимопонимания и доверия, который сложился в наших отношениях.
Скажу со всей ответственностью, что свою миссию в качестве Президента республики я вижу, прежде всего, в укреплении и развитии этих отношений, в максимальном продвижении интеграционных процессов по всему спектру отношений до той степени, которая будет отвечать возможностям и интересам обеих сторон. В этом направлении я прилагал все свои усилия и намерен работать и дальше, если мне окажет доверие народ республики. Думается, что такова позиция каждого ответственного политика в Южной Осетии, независимо от всех других декларируемых моментов политической платформы. Это не только личные убеждения, но и ответ на чаяния и ожидания всего народа республики, который просто не мыслит себя в отрыве от России. Именно поэтому было принято решение вывести вопрос о референдуме за рамки избирательной кампании, потому что не должно быть места для какой-то риторики, для политической конкуренции в таких вопросах. Пройдут выборы, и независимо от того, кто будет возглавлять республику в очередной пятилетний период, наш народ поставит этот вопрос в свою политическую повестку.
— Важной частью гарантии стабильности в Южной Осетии являются, в том числе и регулярные дискуссии в Женеве в рамках ООН. Этой осенью планируется очередной раунд переговоров. Кто в них будет участвовать и какие вопросы будут обсуждаться? Каких соглашений Вы надеетесь достичь в ходе встреч на женевской площадке?
— Женевские дискуссии по безопасности в Закавказье проводятся в соответствии с договоренностями Д. Медведева и Н. Саркози от 12 августа 2008 года. В августе 2008 года Россия пришла на помощь народу Южной Осетии, подвергшейся вооруженной агрессии со стороны Грузии, и после принуждения агрессора к миру встал вопрос сохранения безопасности и стабильности в регионе. Их обеспечению и призваны Женевские дискуссии, регулярно проходящие с октября 2008 года. Участниками дискуссии являются Южная Осетия, Абхазия, Грузия, Россия, США, а также представители Евросоюза, ООН и ОБСЕ. В ходе дискуссий, являющихся на сегодняшний день единственной международной площадкой, где представители Южной Осетии напрямую общаются с представителями Грузии, обсуждаются вопросы безопасности, неприменения силы, а также гуманитарные вопросы, в том числе выяснение судьбы без вести пропавших. Основной задачей Женевских дискуссий является разработка юридически обязывающих соглашений между Грузией и Республикой Южная Осетия, Грузией и Республикой Абхазия о неприменении силы, которые бы имели твердые международные гарантии.
Однако, как показывает ход дискуссий, власти Грузии пока не готовы к подписанию таких соглашений. На этом фоне, а также на фоне непрекращающихся реваншистских заявлений представителей грузинской политической элиты, весьма опасным для безопасности и стабильности в регионе представляется усиливающееся сближение Грузии с НАТО. Об этом в Женеве представители РЮО заявляли неоднократно. Югоосетинская делегация на дискуссиях от имени властей Южной Осетии предложила грузинской стороне приступить к совместной работе по делимитации государственной границы между Республикой Южная Осетия и Грузией. Такая работа может снять много проблем, в том числе у местного населения по обе стороны госграницы. Среди реальных результатов Женевских дискуссий хотелось бы особо выделить создание и функционирование Механизма предотвращения и реагирования на инциденты в районах, прилегающих к границе между Республикой Южная Осетия и Грузией. И, конечно же, Женевские дискуссии являются фактором сохранения мира и стабильности в регионе в целом.
— В ходе боевых действий в Южной Осетии было разрушено много зданий и жилых домов. Как идут восстановительные работы, вводятся ли в эксплуатацию новые жилые объекты?
— Безусловно вооруженная агрессия Грузии в августе 2008 года нанесла колоссальный урон всей инфраструктуре республики. Были разрушены дома и административные здания, школы и детские сады, объекты здравоохранения и культуры, транспортная инфраструктура. Но не только августовская агрессия способствовала социально-экономической разрухе республики, но и состояние перманентной войны, в котором Южная Осетия находилась на протяжении двадцати лет, начиная с 1989 года. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что все эти годы наш народ жил в состоянии прямой военной агрессии и жесткой военно-политической, финансово-экономической и транспортно-энергетической блокады. Все это, естественно, сказалось на социально-экономической составляющей нашей страны. Для того, чтобы восстановить все разрушенное агрессором хозяйство Южной Осетии, потребуется немало времени и финансовых ресурсов. За последние четыре с лишним года руководством республики большое внимание было уделено восстановлению и развитию социальной сферы – строительству жилья, объектов культуры, образования, здравоохранения, дорожной инфраструктуры.
При этом надо отметить, что в вопросах восстановления разрушенного войной жилья 2015 год для республики стал своего рода завершающим этапом. В прошлом году в рамках Инвестпрограммы на 2015-2017 гг. в республике было построено около 4,5 тыс. кв.м. жилья, в том числе были вместо разрушенных войной домовладений. Помимо этого, в приграничных районах было построено порядка 59 домов. Что касается текущего года, то до конца года в Цхинвале будет построено более 18 тыс. кв.м. нового жилья: это порядка 270 квартир, что в четыре раза больше чем в прошлом году. Появится два новых спальных района, обустроенных соответствующей инфраструктурой. Надо отметить, что строительство жилья в Южной Осетии, как и восстановление инфраструктуры в целом, ведется благодаря российской финансовой помощи в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики на 2015-2017 гг. В целом на трехлетнюю программу восстановления и строительства нового жилья было заложено порядка 1,08 млрд рублей. Особое внимание уделяется и развитию сферы здравоохранения – для нас это направление является важным. К концу текущего года завершится строительство детской республиканской больницы с медицинским реабилитационным центром площадью около 7 тыс. кв.м., которая будет оснащена соответствующим современным оборудованием и инвентарем.
Кроме того, 2017 году в Цхинвале будет построен новый операционно-хирургический корпус Республиканской больницы с отделением гемодиализа и центральным стерилизационным отделением, где планируется разметить семь операционных, а также новый родильный дом с гинекологическим отделением. За последние годы в республике уже построены больницы в поселках Ленингор и Дзау, медсанчасть в г. Квайса, а также 17 фельдшерско-акушерских пунктов в приграничных районах республики. В этом году завершается строительство одного из самых масштабных объектов в республике стоимостью 1,3 млрд рублей – здания Государственного драматического театра имени Коста Левановича Хетагурова – основоположника осетинской литературы. Для нас было принципиально привнести национальный колорит и сохранить исторический облик прежнего здания, сгоревшего более 10 лет назад, но при этом значительно его расширить с 330 посадочных мест до 500. Это событие станет по-настоящему значимым как для народа, так и для развития культуры в целом. Кроме того, в прошлом году мы открыли новое здание Национального музея республики, которое также было разрушено в ходе грузинской агрессии в 1989-2008гг. Это стало настоящим подарком для граждан нашей страны к 25-летию Республики, которое мы в минувшем году отпраздновали.
Сегодня мы с гордостью можем сказать, что имеем современный музей с соответствующей инфраструктурой и системой безопасности, где выставлены около 40 тысяч экспонатов, которые представляют историю нашей страны, начиная с каменного века и до наших дней. Помимо этого были восстановлены Дома культуры и в районах республики – в городе Квайса, поселках Ленингор и Корнис. Нельзя не отметить и то внимание, которое уделяется сфере образования. В начале текущего года на месте сожженного во время августовской войны 2008 года Университета началось строительство нового университетского комплекса, где будут созданы все условия для полноценного учебного процесса. Мы рассчитываем, что к сентябрю 2017 года объект будет сдан в эксплуатацию, и новый учебный год наши студены уже встретят в современных аудиториях. Также к 2017 году будут построены две новые школы и детский сад в Ленингорском районе, строительство которых началось в этом году. А уже к концу текущего года в поселке Ленингор будет сдан в эксплуатацию новый детский сад на 100 мест. За три прошедших года в республике были восстановлены более десяти школ и дошкольных образовательных учреждений. Построены три новые школы – в городе Квайса, поселках Хетагурово и Корнис, – а также два детских сада в поселке Дзау и в селе Дменис. Кроме того, благодаря строительно-восстановительным работам вторую жизнь получил и Цхинвальский многопрофильный колледж, где десятки молодых людей уже приобретают профессиональные навыки наиболее востребованных на сегодняшний день в республике профессий – программистов, кондитеров, швей, слесарей, сантехников, строителей и т.д.
Большую роль в развитии экономической сферы республики играет дорожно-транспортная инфраструктура. Именно поэтому строительству дорожных коммуникаций – республиканских и внутригородских – в Инвестпрограмме уделено особое внимание. Уже построены стратегически важные дороги в Ленигор и Знаур. К концу года будет сдана в эксплуатацию высокогорная дорога в приграничный район Карзман, строительные работы идут на трассе Гуфта-Квайса. Здесь до конца года будет завершен первый этап строительства – под асфальт будет уложено порядка 10 км. автодороги. Что касается городских улиц, то здесь позитивные преобразования видны невооруженным взглядом. За два года были благоустроены и обустроены дорожной инфраструктурой более 17 центральных цхинвальских улиц, ещё 11 планируется сдать в эксплуатацию до конца текущего года. При этом, прежде, чем дорожные строители приступили к работам, была проведена большая работа по замене подземных коммуникаций и разводящих сетей, линий газоснабжения, водоснабжения и канализации. Для нас важно, чтобы все, что мы строим, было построено качественно, для будущих поколений. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но планомерно: мы устраняем зримые последствия войны, и Цхинвал, да и республика в целом, уже приобретают позитивные очертания.
— Сейчас, когда в республике полным ходом налаживается мирная жизнь, на первый план встают вопросы экономического характера. Как идет восстановление экономики Южной Осетии? Известно, что финансовые вливания в республику пока идут только в виде инвестиций из госбюджета РФ. Чем может быть привлекателен внутренний рынок страны для частных инвесторов?
— Мы ведем активную работу по созданию в Южной Осетии благоприятных условий для инвестиций. Не буду скрывать: каждый шаг в этом направлении дается с большим трудом. Государственное управление – процесс очень сложный, но из всех задач, которые перед нами стоят, развитие экономики после долгих лет застоя – наиболее непростая. Сегодня ведется основательная работа по модернизации инвестиционного законодательства Южной Осетии. Усилия, предпринимаемые руководством республики, направлены на формирование институциональных условий для устойчивого экономического развития. В 2014 году у нас был принят закон об инвестиционный деятельности, который существенно снижает налоговую нагрузку по инвестиционным проектам, в некоторых случаях до 0% на период окупаемости. С 2017 года мы, помимо прочих мер поддержки предпринимателей, намерены направлять до 2 процентов утвержденного общего годового объема доходов государственного бюджета на развитие малого и среднего бизнеса республики. Соответствующий проект закона был принят Правительством Южной Осетии. Дополнительным стимулом для инвесторов, безусловно, является Соглашение между Правительством Республики Южная Осетия и Правительством Российской Федерации «О режиме торговли товарами» от 2 марта 2012 г., в рамках которого действует беспошлинный режим торговли между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией.
В рамках действующей в республике Инвестиционной программы предусмотрены средства в размере 800 млн. рублей на поддержку проектов реального сектора экономики. В соответствии с законом о государственной поддержке инвесторов мы предоставляем инвесторам ряд серьезных возможностей для развития бизнеса на территории Южной Осетии. В зависимости от специфики того или иного проекта, речь идет о субсидировании процентной ставки по кредиту и возмещении затрат на покупку технологического оборудования, финансировании строительства инфраструктуры и инвестициях в уставный капитал юридических лиц. Отдельный механизм предусмотрен для поддержки растениеводства. На протяжении послевоенного периода мы в большей степени были сконцентрированы на восстановлении разрушенного в ходе грузинской агрессии жилья граждан и социальной инфраструктуры республики и добились ощутимых результатов. В обозримом будущем приоритетное внимание будет уделяться развитию экономики, о чем мы в ходе одной из встреч говорили и с Президентом России Владимиром Путиным. Есть конкретные планы и наработки, есть их полная поддержка со стороны наших российских друзей, есть понимание усилий государства со стороны местных предпринимателей. Нам предстоит проделать огромный объем работы, но я уверен в том, что мы добьемся качественного преобразования экономики Южной Осетии и жизни наших граждан.
— Чем сейчас живет Южная Осетия? Какую продукцию она может предложить на экспорт, в том числе в Россию?
— Сегодня Южная Осетия готова предложить на экспорт природную воду, в том числе и минеральную под торговыми марками «Багиата», «Аландон», «Осетинская вода», «Згъубир». На территории республики разведаны более 150 источников минеральной воды. Небольшие объёмы уже отгружаются на рынок РФ. Большую перспективу имеет экспорт сельскохозяйственной продукции на российский рынок. В 2017 году планируется налаживание добычи и переработки андезито-базальтов. Практически по всем секторам экономики мы находимся в начале пути, и сейчас нам предстоит крайне ответственный этап развития. Система договоров, которая существует между Южной Осетией и Россией, фактически открывает для южноосетинской продукции российский рынок. Это существенное конкурентное преимущество, которое мы просто обязаны использовать.
— Южная Осетия расположена в живописной горной местности, славящейся своими природными и историческими памятниками, старинными храмами, замками и крепостями. Много еще и неисследованных памятников. Планируется ли развивать республику как туристический и культурный центр, привлекательный для европейских туристов?
— Имеющаяся в республике туристская ресурсная база позволяет развивать несколько направлений туризма, в том числе культурно-исторический, экстремальный, лечебный. Сегодня в Южной Осетии функционирует водолечебница в Знаурском районе в с. Нагутни. В ближайшее время начнет работать водолечебница в селе Кодибын Дзауского района. Разработаны экскурсионные маршруты по всей территории Южной Осетии. Но практически по всем туристическим направлениям и, прежде всего, по культурно-историческому, у нас очень большое поле для деятельности и серьезные перспективы. Я знаю, что интерес к Южной Осетии как туристическому региону высок. В случае успешной реализации имеющихся у нас планов и создании соответствующей туристической инфраструктуры можно будет говорить о трудоустройстве в сфере туризма и услуг большого количества людей именно в сельской местности, что для нас крайне важно.
— В образовательных учреждениях большинства европейских стран преподают совсем иную версию итогов II мировой войны, и, если Вы спросите у обычного школьника, кто избавил Европу от фашизма, он, скорее всего, назовет Америку или Англию. В Польше и странах Прибалтики демонтируют памятники советским солдатам, европейские политики все время пытаются пересмотреть итоги той страшной войны, подвергая сомнению роль СССР в разгроме фашизма. Мы знаем, что в День Победы на главной площади Цхинвала прошли участники «Бессмертного полка».
— Во многих странах Европы сохраняется тенденция фальсификации истории, в том числе и истории II Мировой войны. Такая тенденция ярко обнаруживается в образовательной системе Запада. Следствием этого становится незнание учащимися объективной истории войны. Как показали проведенные опросы, большинство школьников этих стран уверены, что не Советский Союз и Красная Армия, а США или Великобритания разгромили немецкий фашизм. Противостоять попыткам фальсификации истории, восстановить ее в своих правах – это задача не только ученных-обществоведов, но и всей общественности, в том числе и нашей страны. В этом смысле большое воспитательное значение имеет так называемая акция «Бессмертный полк», когда ее участники ежегодно 9 мая проносят фотопортреты своих отцов, дедов и прадедов, погибших в Великой Отечественной войне. И тут на вопросы, знает ли современная молодёжь Южной Осетии, какой ценой завоевано мирное небо над головой, дорожат ли потомки победителей фашизма памятью своих предков, – ответ только один. Конечно, да. Ведь в каждой второй осетинской семье есть ветеран ВОВ, а имена тех, кто ушел на фронты сражений из Осетии, всегда вспоминают за осетинским столом.
— В 2017 году в Сочи пройдет XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Делегатами Фестиваля станут более 20 000 молодых людей из 150 стран мира в возрасте от 18 до 35 лет. Планирует ли Южная Осетия отправить на Фестиваль своих молодёжных лидеров?
— Представители Южной Осетии обязательно примут участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов. Насколько я информирован, сейчас идет формирование группы молодежи и студентов от нашей страны. Могу лишь добавить, что туда отправится и группа югоосетинских волонтеров.
— Сослан Рамонов – член национальной сборной России, ставший чемпионом в Олимпийских играх в Рио 2016, выходец из Южной Осетии. Как республика встретила своего чемпиона?
— Сослан Рамонов прославил весь осетинский народ, заявив всему миру, что есть такая нация как осетины, и есть такое государство, как Южная Осетия. После того, как он одержал победу, он вместе с российским флагом вынес и родной для него осетинский флаг. Вновь заявив всему миру, что Южная Осетия – независимое государство, развивающееся государство со своими Олимпийскими чемпионами. На родине Сослана – здесь, в Южной Осетии – встречала почти вся республика: дети, взрослые и, конечно, руководство. Были торжества, осетинские пироги, слова радости и пожелания, улыбки детей, которые смотрели на него как на героя, на которого нужно равняться. Мы гордимся этим парнем. Были и подарки, которые он заслужил: ключи от квартиры, земельный участок под строительство родовой башни и, конечно, высшая государственная награда «Уацамонга».
0 комментариев